Лапифы

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск
Лапиф и кентавр. Электрум. 400-330 г. до н. э.
Фидий и его ученики. Битва между кентавром и лапифом. Метопа с южной стороны Парфенона. Третья четверть V в. до н. э.
Битва между кентавром и лапифом. Метопа Парфенона. Ок. 490 г. до н. э.

≈ греч. Λαπιθαι /

Полулегендарное племя.

Его представители часто встречаются в мифах, искусстве и литературе античности.

Они жили в сев. части Фессалии, а также на Пелионе, откуда были прогнаны кентавры, Оссе, Пинде (в ущелье которого наяда Креуза произвела на свет, с богом реки Пенея, Гипсея, царя лапифов), в долине Пенея, окрестностях Олимпа и т. д. Вне Фессалии с именем Л. связаны города и области: Олен, Элида (куда переселился Форбас, сын Лапифа), Книд, Тодос, Феней, Малея.

Связь этого племени с географическими именами, а также широкое его распространение, указывают на то, что Л. были не просто великанами, произведенными народной фантазией, но отчасти историческим племенем, игравшим значительную роль в росте ранней эллинской культуры.

Кипселиды в Коринфе и Пирифоиды в Аттике вели своё происхождение от эпонимов-родоначальников из лапифского племени.

Особенно известны:

Пирифой, на свадьбе которого кентавр Эвритион, опьяненный вином, задумал посягнуть на честь невесты, Гипподамии (происшедшая вследствие того битва прекрасно описана у Овидия, «Метаморфозы», XII, 210 и сл.; греческие художники часто изображали её в своих произведениях, стараясь выразить этим идею победы греческой культуры над грубым варварством);

Иксион, которого Зевс привязал в аду к колесу, обвитому змеями, за то, что он дерзнул распространить слух о связи своей с Герой;

Кайней, участвовавший в калидонской охоте и походе Аргонавтов;

Лапиф, сын Аполлона и Стильбы (в ранних сказаниях его имя не упоминается, на основании чего можно заключить, что он был эпонимом позднейших мифов); Полипойт, сын Пирифойя, который повел Л. под Трою.

МНМ
[править]

Лапифы — греч. Lapitai

В греческой мифологии фессалийское племя, обитавшее в горах и лесах Оссы и Пелиона. Л. ведут своё происхождение от Пенея (бога одноимённой реки в Фессалии), дочь которого Стильба родила от Аполлона сына Лапифа. Дети Лапифа — Л. стали родоначальниками семей этого племени. В преданиях о Л. "(Diod. IV 69-70) тесно переплетаются исторические мотивы и мифология. Вероятно, существовало племя Л. — одно из древнейших постпеласгических племён Фессалии, изгнанных, по преданию, дорийцами. Само название Л. означает «каменные», «горные» или «дерзкие», имена их героев: Флегий («пылающий»), Пирифой («сияющий» или «быстрый, как струя»), Стильба («сияющая»), Перифат («сияющий окрест»), Фалер («белый»), Астерион («звёздный»), Исхий («мощный»), Леонтей («львиный»), Коронида («ворона»), Элат («ель») и др. Л. родственны кентаврам (Лапиф и Кентавр — родные братья). См. рис. Л. отличаются диким воинственным и независимым характером, который проявился во время их сражения с кентаврами, приглашенными на свадьбу Пирифоя с Гипподамией и побеждёнными Л. (Ovid. Met. XII 210—523) (об отражении в искусстве битвы Л. с кентаврами см. в ст. Кентавры). См. рис. Царь Л. Пирифой дерзнул отправиться вместе с Тесеем похитить богиню Персефону и за это был навеки прикован к скале в аиде (Apoll. Rhod. I 101—104). К Л. принадлежит великан-оборотень Кеней. Сын царя Л. Флегия — Иксион покушался на богиню Геру; сестра Иксиона Коронида изменила Аполлону со смертным. Л. — участники калидонской охоты (Apollod. I 8, 2; Ovid. Med. VIII 303 след.) и похода аргонавтов (Apoll. Rhod. I 35-44). Их могущество было сломлено Эгимием — сыном Дора, родоначальника дорийцев, которому помогал Геракл.

А. Ф. Лосев [Мифы народов мира. Энциклопедия: Лапифы, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 4334 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 39 Словарь)]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: