Титаны

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Крий»)
Перейти к: навигация, поиск


Силы проявления. В буддизме изображаются как сверхлюди с такими недостатками, как воинственность, гордыня и зависть, которые доводят их до окончательной гибели..

МНМ[править]

Титаны
гр. Titanes

В греческой мифологии боги первого поколения, рождённые землёй Геей и небом Ураном; их шесть братьев (Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос) и шесть сестёр-титанид (Тефида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея), вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометей, Гелиос, музы, Лето и др. (Hes. Theog. 132-138).

Имя Т., связанное, возможно, с солнечным жаром или владычеством, догреческого происхождения. Младший из Т. Кронос по наущению матери Геи серпом оскопил Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (154-182), и занял место верховного бога среди Т. Родившемуся от Кроноса и Реи Зевсу, в свою очередь, было суждено лишить власти отца и стать во главе нового поколения богов - олимпийцев (453-457). Т. (кроме Океана) выступили с Офрийской горы; боги, рождённые Кроносом и Реей, - с Олимпа (отсюда их название олимпийцы); сражение (титаномахия) между Т. и олимпийцами длилось десять лет, пока на помощь Зевсу не пришли сторукие. Побеждённые Т. были низринуты в тартар, где их стражами стали сторукие (629-735).

Т. - архаические боги, олицетворявшие стихии природы со всеми её катастрофами. Т. не ведают разумности, упорядоченности и меры, их орудие - грубая сила. Поэтому они не слушают советов Прометея и Геи-Фемиды, чтобы хитростью поладить с Зевсом (Aeschyl. Prom. 199-213). Первобытная дикость Т. Уступает место героизму и мудрой гармонии космоса олимпийского периода греческой мифологии; в этом процессе отразилась борьба догреческих богов балканского субстрата с новыми богами вторгшихся с севера греческих племён.

Лит.: Jьnger F. G., Die Titanen, Fr./M., 1944; см. также лит. при ст. Кронос.

А. Ф. Лосев [Мифы народов мира. Энциклопедия: Титаны, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 7547 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 515 Словарь)]


Гигантомахия. Деталь северного фриза сокровищницы сифнийцев. Ок. 525 г. до н. э.

00-04-220-000.jpg

Алкионей
Геракл и Алкионей
Гиганты
греч. Gigantes

В греческой мифологии сыновья Геи, которые появились на свет из крови оскоплённого Урана, впитавшейся в землю-мать (Hes. Theog. 180-186). По другой версии, Гея породила их от Урана после того, как титаны были низринуты Зевсом в тартар (Apollod. I 6, 1-2). Очевидно догреческое происхождение Г. Подробно история рождения Г. и их гибели рассказана Аполлодором. Г. внушали ужас своим видом - густыми волосами и бородами; нижняя часть тела у них была змеиной. Они родились на Флегрейских полях ("пожарища") на полуострове Паллена (в Халкидике, северная Греция); там же потом произошла битва олимпийских богов с Г. - гигантомахия. Г., в отличие от титанов, смертны. По велению судьбы их гибель зависела от участия в битве героев (смертных), которые придут на помощь богам. Гея разыскивала волшебную траву, которая бы сохранила Г. жизнь. Но Зевс опередил Гею и, послав на землю мрак, сам срезал эту траву. По совету Афины Зевс призвал для участия в битве героя Геракла. В гигантомахии олимпийцы уничтожили Г. Аполлодор упоминает имена 13 Г., которых вообще насчитывают до 150. Геракл сразил Алкионея, набиравшегося силы от земли; Зевс - Порфириона, Аполлон - Эфиальта, Дионис - Эврита, Геката - Клития, Гефест - Миманта, Афина обрушила на Энкелада остров Сицилия, содрала кожу с ещё живого Палланта и использовала её как панцирь. Посейдон поверг Полидора, Гермес - Ипполита, Артемида - Гратиона, мойры - Агрия и Тоона. Остальных поразил перунами Зевс. Геракл добивал Г. своими стрелами (Apollod, I 6,1-2). В основе гигантомахии (как и титаномахии) лежит идея упорядочения мира, воплотившаяся в победе олимпийского поколения богов над хтоничеекими силами, укреплении верховной власти Зевса (см. рис.).

Теме гигантомахии посвящена небольшая поэма римского поэта 4 в. К. Клавдиана. Битва олимпийцев с Г. изображена на фризе алтаря Зевса в городе Пергаме (2 в. до н.э.), Гомер в "Одиссее" (VII 59) упоминает буйное племя Г. - сказочный народ, наравне с феаками и киклопами опекаемый богами (VII 206).


[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гиганты, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 1969 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 302 Словарь)]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: