Открыть главное меню

Энциклопедия знаков и символов β

Косма и Дамиан, Свв.

Анвандер Иоганн. Святые врачеватели Косма и Дамиан. 1762 г. Святые бессеребреники Косма и Дамиан. Миниатюра из Минология Василия II. Ок. 985 г. (Константинополь) Преподобный Косьма

Легендарные христианские святые мученики III века.

Согласно житию, братья-близнецы арабского происхождения, воспитанные в христианском духе. Посвятили свою жизнь медицине, в особенности хирургии, оказывая помощь бесплатно. Им приписывается множество чудесных исцелений. Наиболее известно излечение человека с больной ногой, которую братья заменили ногой недавно умершего мавра.

Претерпели за веру в Цирхе (на севере Сирии) в эпоху гонений на христиан при императоре Диоклетиане. Оставались невредимы (спасены ангелом) будучи брошены сначала в море, потом в огонь (подобно Св. Агнессе). Затем их привязали к кресту и закидали камнями, но камни отлетали назад, убивая бросавших. В конце концов братья были обезглавлены.

Святые покровители:

  • хиругии;
  • защитники от болезней, особенно от чумы;
  • семейства Медичи

Изображаются:

  • в длинной мантии — обычно темно-красная, отороченная мехом; и круглой красной шляпе(обычная одежда врачей эпохи Возрождения).

Атрибуты:

  • коробочка с мазями (притираниями),
  • ланцет или другой хирургический инструмент,
  • (иногда) пестик и ступка.


Чаще всего изображаются на картинах, исполненных по обету и/или в знак благодарения. Обычно они стоят перед Девой Марией, часто вместе со Свв. Рохом и Себастьяном (также призывали против болезней).

Повествовательные сцены с ними редки. Они изображаются вдвоем врачующими или подвергаемыми мучениям. Как покровители семейства Медичи встречаются во флорентийской живописи, преимущественно XV века.

Популярна сцена пробуждения излеченного пациента, который обнаруживает, что его ноги разного цвета. (Фра Анжелико, Музей Сан-Марко, Флоренция).

Славяне
Править

КУЗЬМА и ДЕМЬЙН (Косьма и Дами-ан) — христианские святые (дни памяти— 1/14. VII, 17/ЗО.Х, 1/14.Х1), покровители ремесел, брака, домашней птицы; почитаются также как врачи-бессребреники. Согласно житийной литературе, К. и Д. — родные братья и бескорыстные целители, «просвещают разум к учению грамоте». Одно из первых упоминаний братьев-святых на Руси относится к последней четверти XI в. (новгородские берестяные грамоты). В восточнославянских заговорах К. и Д. (иногда воспринимаемые как один персонаж) излечивают от зубной боли, кровотечения, грыжи и т. д., защищают людей и скот от колдунов, порчи, сглаза. Более распространено в народной традиции представление о К. и Д. как о «божьих кузнецах»-змееборцах. В белорусской сказке «Иван Попялов» К. и Д. защемляют язык змеихи раскаленными щипцами и убивают ее. По украинскому поверью, кузнец Кузьма-Демьян сковал людям первый плуг, ухватил клещами за язык змея, истреблявшего людей, запряг змея в плуг и заставил пропахать землю от моря до моря. В некоторых губерниях России считали молот постоянным атрибутом К. и Д. Кузнецы считали К. и Д. своими покровителями, не работали в день памяти святых и к 1.Х1 выполняли какие-либо «обетные» работы, а вырученные деньги раздавали нищим или покупали на них свечи к иконам К. и Д. В русской традиции этим святым отводили важную роль в заключении брачных союзов. Ср. мотивы свадебных песен с просьбой «сковать свадебку крепку, вековечную, нераздельную», «случить молодых» и свадебные приговоры типа «Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу до белой головы, до седой бороды». К. и Д. почитались женщинами как покровители семейного очага и супружеского счастья. В день К. и Д. (1.Х1) девушки устраивали ссыпки, ссыпчину, братчину (коллективную трапезу из собранных в складчину продуктов), на которые приглашали парней, а в летние Кузьминки (1ЛШ) замужние женщины собирали братчину. К святым К. и Д. обращались, прося помощи в рукоделии (с 1.Х1 традиционно начинали прясть зимнюю пряжу). Основным угощением на кузьминских вечеринках были блюда из курятины. Святых К. и Д. называли еще куриными богами, курятниками, а день их памяти 1.Х1 — курячьими именинами, кочетятником: в курятниках служили молебны, священник кропил святой водой домашнюю птицу. В этот день резали кур (ср. рус. «Кузьма-Демьян •— куриная смерть»), «чтобы птица водилась»; в Курской губ. трапезу в этот день начинали молитвой: «Кузьма-Демьян сребре-ница! Зароди, Господи, чтобы писклят-ки водились». За обедом не разрешали ломать куриных костей, чтобы цыплята не родились уродливыми. Лит.: Пптус В. Коваль Кузьма-Дем’ян у фольклор! // Етнограф1чний в!сник. Кшв, 1929. Кн. 8. С. 11-51; Макашина Т. С. Святые Косма и Дамиан в русском фольклоре//Живая старина. 1994. № 3. С. 18-21. О. В. Белова < SMES