Кадм

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Легендарный основатель Фив. По совету оракула он отправился за коровой, приведшей его на место, где был заложен город. Затем он послал своих спутников к ближайшему источнику набрать воды, но они были убиты огромным змеем (или драконом), который безраздельно властвовал в этих местах. В битве Кадм убил дракона. По приказу Минервы, его защитницы, он посеял в землю зубы дракона, и они проросли, превратившись в вооруженных людей, которые чуть не перебили друг друга, пока их не осталось пятеро, не считая Кадма. Они-то и основали город.

1. Кадм убивает дракона (Мет 3:28 и далее). Сцена представляет собою грот в густой тени водоема, в нем лежат мертвые тела, обвитые змеем. Тела других жертв лежат рядом. Один или двое из людей пытаются убежать. Перевернутый сосуд и урна напоминают о причине их визита. Кадм стоит перед змеем и размахивает мечом. Монстр может принимать форму средневекового крылатого дракона. В некоторых версиях этого сюжета Кадм отсутствует.

2. Кадм сеет зубы дракона (Мет 3:101-128). Он стоит и высыпает зубы дракона в землю перед собою. Воины прорастают из земли, нападая друг на друга. В облаках парит Минерва.

МНМ
[править]

Кадм — греч. Кadmos

В греческой мифологии сын финикийского царя Агенора, основатель Фив (в Беотии). Посланный отцом вместе с другими братьями на поиски Европы, К. после долгих неудач во Фракии обратился к дельфийскому оракулу Аполлона и получил указание прекратить поиски и следовать за коровой, которая ему повстречается при выходе из святилища; там, где корова ляжет отдохнуть, К. должен основать город. В указанном месте К. пришлось вступить в борьбу с драконом, растерзавшим его спутников. Убив чудовище камнями, К. по совету Афины засеял поле его зубами, из которых выросли вооружённые люди (спарты), тут же вступившие в единоборство друг с другом. Пятеро оставшихся в живых стали родоначальниками знатнейших фиванских родов в основанной К. крепости Кадмее, вокруг которой выросли Фивы (Eur. Phoen. 638-75; Ovid. Met. III 6-130; Apollod. III 4, 1). Так как убитый К. дракон был сыном бога Ареса, К. пришлось в течение 8 лет нести искупительную службу у бога, после чего Apec по воле Зевса выдал за К. свою дочь Гармонию и пригласил на их свадьбу всех богов (Pind. Pyth. III 88-94). От этого брака, по традиционной версии, у К. родились сын Полидор, будущий дед Лая, и четыре дочери: Автоноя (мать Актеона), Ино, Агава и Семела (Hes. Theog. 975-78). В старости К. вместе с Гармонией переселились в Иллирию, где они превратились в змей и в конце концов оказались в элизиуме (Apoll. Rhod. VI 516 след.; Apollod. III 5, 4). В историческое время К. приписывали изобретение греческого письма.

В мифе о К. сказочные мотивы странствий богатыря и поединка с чудовищем соединились с воспоминаниями о связях, существовавших ещё в микенскую эпоху между Фивами и государствами Малой Азии. Найденные в Фивах цилиндрические печати малоазийского происхождения (14 в. до н. э.) свидетельствуют о том, что эти взаимоотношения носили достаточно интенсивный характер. Поскольку в результате фольклорного переосмысления исторических данных К. оказался выходцем из Финикии, ему и было приписано традицией изобретение греческого алфавита (который в кон. 9 — нач. 8 вв. до н. э. возник из финикийского письма).

В. Н. Ярхо

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Кадм, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 3665 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 608 Словарь)]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: