Йоруба мифология

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Комплекс мифологических представлений народа йоруба, живущего в Западном Судане — на западе и юго-западе Нигерии, в Бенине и в незначительном числе в Того.

У йоруба сложился политеистический пантеон богов (ориша), полубогов и духов. Главнейшие божества: Олорун, Обатала, Одудува, Шанго, Огун, Олокун, Ориша Око, Ифа, Элегба. Глава пантеона — Олорун («хозяин неба»), передавший, однако, управление небесным сводом и миром созданному им Обатала, который сделал из глины первых людей — мужчину и женщину. Согласно другому варианту мифа, не Обатала, а Ориша Нла управляет божествами, но он подчинён Олоруну и совершает работу созидания по его поручению; он создал сушу, формует из земли тела людей, жизнь которым даёт Олорун. Многие божества наделены функциями хранителей деревень, городов, племён и семей.

Мифология йоруба отличается от менее развитых мифологических представлений ряда других народов Западного Судана (эве, чи и др.) по преимуществу антропоморфными образами богов, тенденцией к переходу локальных божеств в число основных богов пантеона[1]), к слиянию отдельных божеств в обобщённые божества; например:

  • у эве каждая гора имела своего духа, а в мифологии йоруба фигурирует обобщённое божество гор — Оке;
  • вместо множества местных морских божеств у народов побережья Западной Африки в йорубском пантеоне — бог моря Олокун.

Мифология йоруба имеет много общего с дагомейской мифологией (фон). Известное сходство мифологий этих народов обусловливается, по-видимому, как типологической общностью их представлений, так и непосредственным влиянием и даже заимствованием.

В городах-государствах йоруба мифология в интересах правителей подвергалась переработке в своеобразную «историю» государств. В этих преданиях меняется первоначальный образ богов, иногда сохраняется лишь имя божества; обожествляется происхождение правящих династий, их предки наделяются именами почитавшихся архаических богов.

00-00-000-000.jpg

См. также:


Дагомейская мифология
Ориша

Олорун
Обатала
Одудува
Шанго
Огун
Олокун,
Ориша Око
Ориша Нла
Ифа
Элегба
Ойя
Олоса
Священный сосуд
Культовая маска йоруба
Они, царь жизни. XII-XIV вв.
Сумка для гадательных атрибутов

Литература
[править]

  • Котляр E. С. Одноимённая статья в MNME
  • Фробениус Л., Детство человечества, пер. с нем., СПБ, [б. г.] < MNME
  • Desplagnes L., Le plateau central Nigйrien, P., 1907 < MNME
  • Ellis A. В., The yoruba-speaking peoples of the slave coast of West Africa, L., 1894 < MNME
  • Forde D., The yoruba-speaking peoples of South-Western Nigeria, L., 1951 < MNME
  • Idowu E. B., Olуdumare. God in Yoruba belief, L., 1962 < MNME
  • Talbot P. A., The peoples of Southern Nigeria, v. 1-4, L., 1926 < MNME

Примечания
[править]

  1. Таковыми стали Ойя — богиня реки Нигер, Олоса — богиня лагуны Оса и др.

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: