Йима

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Йима — авест. Iima — «близнец», «двойник»
Йа́ма — др.-перс. Iama

В иранской мифологии первопредок человечества, культурный герой, создатель благ цивилизации, устроитель социальной организации общества, владыка мира в эпоху тысячелетнего золотого века. При нём царило бессмертие, не было болезней, старости, смерти, моральных пороков[1]. Образ восходит к индоиранской[2] и индоевропейской эпохам[3]), к архаическим мифам о братьях-близнецах, сыновьях солнца (см. в ст. Индоевропейская мифология). По некоторым версиям мифа, Йима был распилен пополам рукой собственного брата Спитьюры, совращённого злым духом. Отцом Йимы считался Вивахвант[4]), воплощение солнца. Сам Йима сохранил черты солярного героя, хотя в «Авесте» он, как правило, смертный, место его действия всегда на земле, в мире людей. Индийские же источники изображают Яму хозяином загробного мира, восседающим в сонме богов и душ праведников. Из западноиранских текстов V в. до н. э., найденных в Персеполе, следует, что древнеперсидский Йама по имени и, видимо, по функциям был ближе к индийскому, нежели авестийскому образу, божеством, а не человеком. В индоиранском близнечном мифе первочеловек — брат и супруг женщины-прародительницы[5]. Божественный статус приписан Йиме в «Абан-яште» (V 25); он помещён на священной горе Хукарья и творит жертвоприношение богине Ардвисуре Анахите ради обретения власти «над богами и людьми». Притязания Йимы на главенство среди богов — черта архаики индоиранских времён, не сохранившаяся в остальной «Авесте». «Ригведа» (10, 51, 3) приписывает Яме открытие огня на земле, цивилизаторскую миссию. Этот же миф в иранской традиции представлен в жреческом аспекте: Йима возжёг в Хорезме первый по сакральности среди других видов огня[6]) священный огонь жречества Атур-Фарнбаг. По одной версии, этот огонь был впоследствии перенесён на запад, по другой — в Кабул[7]. Между тем в «Видевдате» (II 3 и др.) Йима отклонил предложенные ему богом жреческие обязанности, ограничившись, якобы, царскими. Налицо сектантские расхождения в трактовке популярного образа.

На общетипологическом уровне Йима — действующее лицо в мифе об утрате «золотого века» в результате вселенской катастрофы.

На индоиранском уровне он — первопредок и первый смертный, «хозяин двуногих и четвероногих»[8], упорядочивающий мир (см. Вара).

На собственно иранском уровне в ходе формирования зороастрийской ортодоксии изначальная роль Йимы подверглась значительным преобразованиям: у него отняли индоиранский ореол идеального владыки «золотого века» и гаранта бессмертия. Утрата золотого века была объявлена Заратуштрой следствием гордыни и грехопадения Йимы. Возник квазиисторический миф о том, как от Йимы отлетел символ его царственного достоинства, хварно (см. Фарн). Вторая глава «Видевдата» и «Хом-яшт»[9] иносказательно, а «Замьяд-яшт» (XIX) открыто повествуют о передаче хварно Заратуштре. Образ Йимы — дарователя земных благ и телесного бессмертия — стал противопоставляться пророку — реформатору веры, провозвестнику бессмертия духовного. Стремление ортодоксального жречества опорочить Йиму и то обстоятельство, что он — единственное лицо архаического индоиранского фольклора, упомянутое в «Гатах» (32, 8), где не нашлось места даже Митре и Ардвисуре Анахите, отчётливо свидетельствуют о первенствующей его роли на дозороастрийском этапе бытования мифологии.

В «Младшей Авесте» первопредком изображён Гайомарт. См. также Джамшид.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Иранская мифология
Первопредок
Культурный герой

Индоевропейская мифология
Иранская мифология
Яма
Ями
Золотой век
Близнецы
Имир
Спитьюра
Вивасват
Вивахвант
Йимак
Хукарья
Ардвисура Анахита
Атар
Атур-Фарнбаг
Вара
Фарн
Гайомарт
Джамшид

Литература
[править]

  • Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
  • Christenaen A., Le premier homme et le premier roi dans l’histoire lйgendaire des Iraniens, «Archives d’йtudes orientales», 1917, v. 14 < MNME
  • Lentz W., Yima and Khvarenah in the Avestan Gathas, в сб.: A Locust’s Leg, L., 1962, c. 131-34 < MNME

Примечания
[править]

  1. «Видевдат» II, «Ясна» 9, 1-5
  2. Ср. первочеловека Яму в ведийской мифологии.
  3. Ср. сканд. Имир.
  4. Ср. др.-инд. Вивасвата, отца Ямы
  5. Яма и Ями в «Ригведе», Иима и Иимак в «Бундахишне».
  6. См. в ст. Иранская мифология, Атар.
  7. «Бундахишн» 17, 5-6
  8. Ср. « Атхарваведа» 4, 28, 3
  9. «Ясна» 9, 1-11

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: