Ихневмон

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Иневмон / Ихневмон / Фараонова мышь /

Ихневмон (Mangos ichneumon) — небольшой хищный зверек типа мангуста.

Греческое название происходит от /////// — выслеживать, охотиться.

Крепкое и стройное тело ихневмона длиной до 65 см снабжено длинным хвостом и покрыто металлического отлива шерстью.

В легендах о нем верно лишь то, что ихневмон питается змеями и охотится на них 293.

Сведения Аристотеля отличаются достоверностью и не содержат намека на неожиданное развитие зоологического сюжета. Характеристика ихневмона ограничивается нападением на змей.

«Ихневмон, живущий в Египте, когда увидит змею, называемую аспидом, нападает на нее не прежде, чем созовет других помощников. Против ударов и укусов они обмазывают себя грязью: именно, намочившись сначала в воде, они катаются по земле». (Аристотель. История животных. IX. 6. 44). Далее описываются крокодилы, чьи открытые пасти очищают от остатков пищи маленькие птички — ржанки (греч. трохил, //////).

«… создается впечатление, что невинных птичек заменит коварный ихневмон. Дело в том, что в легендах ихневмон не просто сражается с крокодилом, но проникает в его открытую пасть, когда тот отдыхает».

Когда трохил приятно щекочет пасть крокодила, тот чрезвычайно широко раскрывает ее, — этим пользуется ихневмон, вползая в уста крокодила (Плиний. 8. 90; ср.: Солин. 32. 25).

Трохил, заметив ихневмона, кричит и будит спящего с открытой пастью крокодила, чтобы тот избежал опасности со стороны ихневмона. (Тимофей из Газы).

«Остается только удивляться свободной игре ассоциаций, порождающей необычные свойства животных».

Сведения древних авторов о войне ихневмона с крокодилом загадочны: в природе эти животные не являются врагами, а в религиозных мифах между ними разворачивается немыслимое соперничество: ихневмон, улучив момент, вползает в пасть крокодила и перегрызает его внутренности.

«У арсинойцев распространено почитание крокодилов, а поэтому канал у них и озеро Мерида полны крокодилов (так как они считают крокодилов священными и щадят их), напротив, гераклеопольцы почитают ихневмонов — злейших врагов крокодилов, так же как и змей, ибо те уничтожают яйца змей и самих животных, защищаясь грязью, как панцирем; обвалявшись в грязи, они высыхают на солнце и затем хватают змей либо за голову, либо за хвост, увлекают в реку и там уничтожают; крокодилов же ихневмоны подстерегают, когда те, раскрыв пасти, греются на солнце; они вползают в раскрытые пасти крокодилов, перегрызают их внутренности и брюхо и опять выползают из трупов» (Страбон /описывая религ-е обычаи и представления египтян. XVII. I. 39).

«Рассказ Страбона, пожалуй, единственное неоспоримое свидетельство того факта, что, наряду с реалистическими описаниями животных, существовала традиция сакральных описаний…».

«Благодаря сведениям Тимофея, которые восходят к истории, рассказанной Страбоном, становится понятным происхождение энудра».

«Ихневмона называют также энудром или хиллосом. Говорят, что он мажет себя грязью, чтобы стать скользким и запрыгнуть в пасть крокодила и тогда сожрать его печень, и убить его. Ихневмон, обмазавшись грязью и высохнув на солнце, сражается с аспидом и убивает его и часто, хотя и побежденный последним, цепляется за него [аспида], обвиваясь вокруг, прыгает в огонь и погибает с ним» (Тимофей из Газы. 43. 1-2).

00-00-000-000.jpg

См. также:

Животные
Энудр

Гор
Ра
Апоп
Уто

Египет
[править]

Ихневмон (мангуст) появляется среди священных животных относительно поздно. Ихневмоны-боги из храма мертвых Аменемхета III и в гробницах Рамессидов имеют значение духов потустороннего мира. В нижнеегипетском городе Летополе ихневмон отождествлялся с Гором. Фигуры в образе ихневмонов несли на спине в качестве даров символы солнца. О боге Солнца Ра известно, что он однажды превратился в ихневмона, чтобы победить змею преисподней Апоп. Позднее ихневмон подчинялся богине страны Уто и носил солнечный диск и урея.

Литература
[править]

  • AUAF гл.14 «Энудр победа над дьяволом»
  • Страбон. География XVII. I. 39 < AUAF
  • Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. I. 2 < AUAF
  • Плиний. Естественная история. VIII. 90 < AUAF
  • Солин. Собрание достопамятных вещей. 143. 17 < AUAF
  • Физиолог, с. 140—141 < AUAF
  • Физиолог. Армяно-грузинский извод. XXVIII; XXIX < AUAF
  • Тимофей из Газы. О животных. 42.1-14; 43. 1-2 < AUAF
  • Исидор Севильский. Этимологии. XII. 2. 36; XII. 6. 19-20 < AUAF
  • Hrabanus. De rerum naturis. VIII. 3. (PL 111, 228D f) < AUAF
  • Dicta Chrisostomi, л. 39 об. < AUAF
  • De bestiis et aliis rebus. II. 7. (PL 177, 60B f) < AUAF
  • Thomas Cantimpratensis. VIII. 21 < AUAF
  • Альберт Великий. О животных. XXV. 30 < AUAF
  • Английский бестиарий, л. 16; 16 об < AUAF
  • Ал-Идриси. Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак, с. 294 < AUAF
  • Эбсдорфская карта мира (1284 г.)

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: