Иоанн Креститель, Св.

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Иоанн Креститель крестит народ»)
Перейти к: навигация, поиск


Иоанн Креститель — греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής
лат. — Io(h)annes Baptista
итал. — Giovanni Battista
Иоанн Предтеча — греч. Ιωάννης ο Πρόδρομος
Иоанн — евр. יוחנן — johohanan или johanan — «Яхве милостив»

новозаветный персонаж, связанный с евангельскими сюжетами о Крещении Иисуса Христа и царице Иродиаде,

В христианских представлениях последний в ряду пророков — предвозвестников прихода мессии, непосредственный предшественник Иисуса Христа. Новозаветное толкование[1] относит к Иоанну Крестителю ветхозаветные пророчества:

  • «вот, я посылаю ангела моего, и он приготовит путь предо мною»[2];
  • «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь господу, прямыми сделайте стези ему»[3].

По распространённым представлениям, пришествию мессии должно было предшествовать или сопутствовать появление Илии, долженствующего помазать мессию и засвидетельствовать его мессианский сан; христианская традиция, относя всенародное явление Илии (вместе с Енохом) ко временам антихриста и второго пришествия Иисуса Христа[4] и говоря о тайном явлении Илии в момент преображения Христа[5], в целом передаёт функцию Илии во время первого пришествия Иисуса Христа Иоанну Крестителю, выступившему «в духе и силе Илии»[6]. Образ Иоанна Крестителя как аскета — пустынника, пророка, обличителя и «ревнителя» являет большое сходство с образом Илии, так что ему приходится специально отрицать своё тождество Илии[7]. Чудесное зачатие Иоанна КРестителя было предвозвещено его родителям — ааронидам Захарии и Елисавете архангелом Гавриилом. О детстве Иоанна в новозаветном повествовании сказано лишь, что он «был в пустынях до дня явления своего Израилю»[8], «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мёд»[9]; иудео-христианская традиция первых веков сближала дикий мёд (по-видимому, не пчелиный мёд, а какие-то истечения древесного сока) с манной. Ранневизантийская апокрифическая и агиографическая литература добавляет подробности о детстве Иоанна Крестителя в пустыне: Елисавета с младенцем бежит от воинов Ирода, их спасает расступившаяся по её молитве и затворившаяся за ними скала, после пяти месяцев ангел велит отнять младенца от груди и приучать его к акридам и дикому меду и т. п. Выступление Иоанна на всенародную проповедь датируется в новозаветном сообщении пятнадцатым годом правления Тиберия[10], то есть 27 или 28 г. н. э. Апокрифическая традиция утверждает, что Иоанну при этом было 30 лет — символический возраст полного совершеннолетия[11]. Речи Иоанна Крестителя — эсхатологическая весть: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное»[12]. Над теми, кто принимает эту весть, Иоанн совершает в реке Иордан тот обряд, по которому он имеет свое прозвище — «крещение покаяния для прощения грехов»[13]. Это крещение имеет параллели в иудейском обиходе той эпохи, но отличается от очистительного омовения прозелитов тем, что совершается над иудеями, а от ежедневных ритуальных омовений ессеев (с которыми фигура Иоанна Крестителя имеет много общего) тем, что оно единократно и неповторимо. Последователи Иоанна Крестителя образуют особую общину («ученики Иоанновы»), в которой господствует строгий аскетизм[14]. Иоанн Креститель укоряет народ за самодовольную гордость своим избранничеством[15], особенно резко порицая фарисеев и саддукеев[16], как это будет делать Иисус Христос, и требует восстановления патриархальных норм социальной этики[17]. В числе других к Иоанну Крестителю приходит еще не известный народу Иисус Христос, чтобы принять вместе с другими крещение; Иоанн Креститель всенародно свидетельствует о его мессианском сане[18]. Перед лицом Христа роль Иоанна Крестителя, как он сам говорит об этом, чисто служебна: «ему должно расти, а мне умаляться»[19]. Традиция не приписывает Иоанну Крестителю чудес[20]. Он стоит на рубеже Ветхого и Нового заветов, чем, согласно христианскому пониманию, определяется его величие и ограниченность этого величия. «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в царстве небесном больше его»[21]. Сама его вера в мессианство Иисуса не свободна от неуверенности; уже в разгар проповеди последнего он задает ему через своих учеников вопрос: «Ты ли тот, который должен придти, или ожидать нам другого?»[22]. Далеко не все ученики Иоанна идут за Христом, и между их последователями имеют место трения[23].

В качестве ревнителя праведности Иоанн Креститель выступает с обличением Ирода Антипы, тетрарха (правителя) Галилеи, который отнял у своего брата жену Иродиаду и при жизни прежнего мужа женился на ней, грубо нарушив этим иудейские обычаи; Ирод Антипа заключает Иоанна в темницу, однако не решается казнить, страшась его популярности (Матф. 14, 3 — 5; Мк. 6, 17 — 20). Однажды на пиру по случаю дня рождения тетрарха его падчерица Саломея (не называемая в евангелиях по имени) настолько угождает отчиму своей пляской, что тот обещает исполнить любую ее просьбу; по наущению Иродиады Саломея просит голову Иоанна Крестителя.  Палач направляется в темницу, чтобы совершить казнь и по условию подает Саломее на блюде голову иоанна, а та относит ее для глумления Иродиаде; тело Иоанна Крестителя погребают его ученики (Матф. 14, 6 — 12; Мк. 6, 21 — 29).

Западноевропейское средневековье знало пространную историю останков Иоанна Крестителя. Распорядок церковного культа использовал евангельские свидетельства о шестимесячном, то есть полугодичном, интервале между рождеством Иоанна Крестителя и рождеством Иисуса Христа таким образом, что первое оказалось прикреплено к летнему, а второе — к зимнему солнцестоянию; под знаком Иисуса Христа солнце начинает «возрастать», под знаком Иоанна Крестителя — «умаляться» (своеобразная материализация слов последнего: «ему должно расти, а мне умаляться»). Для церковных интерпретаторов (напр., католического агиографа XIII в. Иакова Ворагинского) солярная символика должна была оставаться служебным инструментом передачи теологической доктрины; но для фольклорной традиции Иоанн Креститель и праздник его рождества сами приобретали солярные черты, сливаясь с языческой мифологией и обрядностью солнцеворота (в восточнославянском кругу — с культом Купалы), до неузнаваемости изменяясь в контексте образности сезонно-обрядовых песен и присказок.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Христианская мифология

Захария
Елизавета
Саломея
Ирод
Иродиада

Благовестие Захарии
Рождение и наречение Св. Иоанна
Иоанн Креститель в пустыне
Иоанн, проповедующий народу
Св. Иоанн крестит народ
Св. Иоанн укоряет Ирода
Св. Иоанн в тюрьме
Пир Ирода; танец Саломеи
Обезглавливание Иоанна Крестителя.
Саломея преподносит голову Иоанна Крестителя Иродиаде.
Похороны Иоанна Крестителя
Сожжение костей Иоанна Крестителя.
Крещение
Посещение Девой Марией Елисаветы
Распятие Христа
Страшный Суд
Деисус

Христианство
[править]

Образ Иоанна Крестителя играет в православной традиции более важную роль, чем в католической. Православная иконография «Деисиса» (в русском народном переосмыслении «Деисуса») только Иоанну Крестителю даёт предельную (наравне с девой Марией) близость к Христу. Если католическая традиция воспринимает Иоанна Крестителя как пророка, правдивого свидетеля пришествия Христа и неустрашимого обличителя власть имущих, то православная наряду с этим подчёркивает в нём черты идеального аскета, пустынника и постника, эзотерику «ангельского чина». На Западе к этим чертам проявляли наибольшее внимание в русле традиции ордена кармелитов, воспринимавших Иоанна Крестителя (в согласии с православной традицией) как соединительное звено между ветхозаветной аскезой Илии и христианским созерцательным монашеством.

Ислам
[править]

О трансформации образа Иоанна Крестителя в исламе см. Йахья.

Славяне
[править]

Образ Иоанна Крестителя породил в народной традиции ряд поверий и запретов магического характера. В этиологических легендах Иоанн Креститель выступает как мифический родоначальник, первый человек, которому дьявол повредил ногу, и с тех пор у людей спереди на ноге выемка (серб.). Согласно эсхатологическим легендам, Иоанн Креститель первым из святых сойдет на землю перед концом света и будет убит; после его смерти явится Христос и наступит Страшный суд (нижегород.).

Большинство народных рассказов о Иоанне Крестителе отражают книжные христианские сюжеты; ими же обусловлены наименования святого, принятые в традиционной культуре. Иоанн Предтеча именуется Креститель, Креститель Христов (Господень) (рус.), Иван Самокреститель (архангел.), потому что крестил Христа и установил обряд крещения. Первоначально Иоанн Креститель был весь в шерсти, как овца, и только после крещения шерсть с него свалилась (орлов.; ср. изображения Иоанна Крестителя в канонической и лубочной иконографии). Приходящих к нему на крещение он сначала бил железным костылем, чтобы «грехи отскочили», а потом крестил; Иоанн Креститель был праведником и аскетом: не ругался, не ел хлеба, не пил вина (орлов.). Он является одним из самых почитаемых святых, в заговорах может приравниваться к евангелистам (Иван Пятитечий — приангар.).

Из дней почитания святого в народной традиции наиболее значимы Иван Купала и Иван Головосек (день Усекновения главы Иоанна Предтечи, 29.VIII/ 11.IX).

Ряд наименований и эпитетов Иоанна Крестителя связан с купальскими обрядами:

  • рус. Травник, серб. Бшъобер, Метлар — со сбором трав;
  • серб. Свшппак — с возжиганием огней;
  • серб. Игрител — с игрой солнца;
  • серб. Наруквичар — с обычаем обматывать руки красной пряжей и носить ее до Петрова дня, чтобы руки не болели.
  • В сербском фольклоре Иоанн получает эпитет «Игритель», что мотивируется представлениями о троекратной остановке солнца в день его рождества.

Народная этимология названия Купала опирается на представление о том, что Иоанн Креститель «купал» Иисуса Христа, когда крестил его (рус.).

Другой круг наименований святого и посвященного ему праздника (в.-слав. Головосек, Иван безглавый в заговоре из Вятской губ.), а также комплекс обрядов и поверий связаны с христианской легендой о мученической смерти Иоанна Крестителя через отсечение головы.

Обрядность праздника Усекновения во многом связана с запретами на все, что напоминает голову, кровь, блюдо, меч, отрубание.

  • Повсеместно у славян запрещалось есть в этот день шаровидные плоды: арбузы, яблоки, лук, капусту, репу и т. п.;
  • запрещалось употреблять блюда и тарелки, брать в руки серп, косу, топор.
  • Овощи нельзя было резать, хлеб надо было ломать.
  • По белорусскому поверью, в течение года отсеченная голова Иоанна Крестителя почти прирастает к своему месту, но лишь только люди в день Ивана Головореза станут резать хлеб, голова снова отпадает.
  • У южных славян строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки (ибо «это кровь святого Иоанна»).

Столь же магический характер носит соблюдаемый русскими запрет в этот день петь песни и плясать, мотивируемый тем, что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя».

Усекновение признается одним из самых опасных праздников:

  • ребенок, родившийся в этот день, будет несчастным;
  • полученная в этот день рана не заживет (ю.-слав.).
  • В тот день недели, на который пришлось Усекновение, в течение целого года не начинали никаких важных дел: пахоты, сева, не отправлялись в путь, не устраивали свадьбы.
  • Македонцы не кроили в такой день одежду, боснийцы не начинали снование, боясь, что все сшитое, вытканное или скроенное «посечется».
  • Сербские женщины на Усекновение не расчесывали волос, чтобы волосы «не секлись».

В белорусском Полесье бытует поверье, что лунные пятна — это голова Иоанн Креститель: «Сидит человек и голова отсечена — это Ивана Хрестителя сечение головы».

Согласно народным верованиям, Иоанн Креститель исцеляет от болезней головы; в заговорах и молитвах к нему обращаются с просьбой об избавлении от нечистой силы, порчи, лихорадки, кровотечения, золотухи, родимчика у детей, гнева начальства, болезней скота.

Искусство
[править]

  • Благовестие Захарии
  • Рождение и наречение Св. Иоанна
  • Иоанн Креститель в пустыне
  • Иоанн, проповедующий народу
  • Св. Иоанн крестит народ
  • Св. Иоанн укоряет Ирода
  • Св. Иоанн в тюрьме
  • Пир Ирода b танец Саломеи
  • Усекновение головы Иоанна Крестителя|Обезглавливание Иоанна Крестителя
  • Саломея преподносит голову Иоанна Крестителя Иродиаде
  • Похороны Иоанна Крестителя
  • Сожжение костей Иоанна Крестителя

В повествовательных циклах об Иоанне Крестителе также могут присутствовать сюжеты:

  • Крещение
  • Посещение Девой Марией Елисаветы

историю останков Иоанна Крестителя, которая нашла отражение в иконографии (картина Гертгена тот Синт-Янса)

В средневековой иконографии были широко распространены изображения Иоанна Крестителя с блюдом в руках, на котором лежит его голова, или с чашей, в которой находится агнец (позднее младенец).

В южнославянской, греческой и русской иконографии в связи с новозаветными представлениями об Иоанне Крестителе как «ангеле» и ради акцентирования «монашеской» стороны его образа распространяется с XIII в. тип «Иоанн Креститель — ангел пустыни», придающий ему широкие ангельские крылья; на Руси этот иконографический тип приобрёл популярность в XVI—XVII вв.

Трагические контрасты пиршества и казни, глумливой греховности и страждущей святости, вкрадчивой женственности и открытого палачества, присущие сюжету усекновения главы И. К. не раз привлекали живописцев и поэтов. В 19 в., после демонстративно сухой претендующей на археологическую точность разработки этого сюжета в «Иродиаде» Г. Флобера, началась безудержная его эксплуатация литературой и искусством декаданса, открывшаяся «Саломеей» О. Уайльда, иллюстрациями к ней О. Бёрдсли.

Черновые материалы
[править]

Предтеча или «посланец» Христа связующее звено между Ветхим и Новым Заветами, будучи последним в ряду ветхозаветных пророков и первым святым Нового Завета Согласно (…) он сын Захарии, священника Иерусалимского храма, и Елисаветы, родственницы Девы Марии. Он был проповедником и вел аскетическую жизнь в пустыне. Он крестил в водах Иордана всех, кто приходил к нему в духовном раскаянии. В сцене крещения Христа можно видеть Святого Духа в виде голубя, спускающегося с небес. Иоанн был заключен в темницу Иродом Антипой — сыном Ирода Великого — и впоследствии казнен в силу опрометчивого обещания, которое тетрарх дал своей падчерице Саломее. Иоанн изображается двумя способами: (1)в виде младенца вместе с Младенцем Христом в сценах Св. Семейства (ДЕВА МАРИЯ, 17). Эта тема, для которой нет основания в Библии, впервые встречается в искусстве итальянского Возрождения. Иоанн предстает в ней несколько более старшим из них двоих, он держит свой тростниковый КРЕСТ. (2) В облике взрослого он обычно изображается истощенным, запущенного вида, облаченным в тунику из звериной шкуры с кожаным поясом. Он может держать МЕДОВЫЕ СОТЫ, которые, вместе с акридами, были его пищей в пустыне (Марк, 1:6). Он держит АГНЦА, у которого в ранних изображениях может быть крестообразный нимб. Агнец и сопутствующая ему надпись «Ессе AgmiS Dei» [лат. — «Вот Агнец Божий»] взяты из четвертого Евангелия (1:36): Иоанн, «увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий». Его почти неизменным атрибутом является тростниковый крест с длинным тонким стволом. Иногда он держит купель. Традиция, ограниченная византийским искусством, показывает Иоанна с ангельскими крыльями, поскольку и он и ангелы являются посланцами. Другой, реже встречающийся идеализированный тип, который можно найти главным образом в итальянской и испанской живописи, демонстрирует его в облике обаятельного юноши, обычно пребывающего в одиночестве, в пустыне. Иоанн является патроном нескольких итальянских городов, в особенности Флоренции. Его церковный образ и повествовательные циклы сцен из его жизни можно отыскать во многих церквах, поставленных в его честь. Естественно, что ему посвящены росписи баптистериев. Он появляется на алтарных изображениях Девы Марии вместе со своим тезкой ИОАННОМ ЕВАНГЕЛИСТОМ; с другими святыми покровителями Флоренции, такими, как ЗИНОВИЙ; КОСМА И ДАМИАН и ЮЛИАН ГОСПИТАЛИТ — патроны флорентийской династии Медичи; и с СЕБАСТЬЯНОМ на картинах, созданных по обету во избавление от эпидемии чумы. Сцены из его жизни часто встречаются в повествовательных циклах или в отдельных картинах.

Образ Св. Иоанна Крестителя один из самых популярных в живописи эпохи Возрождения. В Евангелии от Марка говорится: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:4). Далее Марк повествует, что Иоанн «носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед». Из жизни Иоанна Крестителя наиболее знаменательны следующие события.

Св. Иоанн Креститель (Предтеча), сын Елизаветы и Захарии, считается последним пророком Ветхого Завета и первым святым Нового Завета. История о том, как Св. Иоанн Предтеча предсказал приход Христа, как он крестил Его и как был брошен Иродом в темницу и обезглавлен по прихоти Саломеи, знакома всем, кто читал Библию. (См. главу VI: Св. Иоанн Креститель.)

В эпоху Возрождения было создано множество образов Иоанна Предтечи: одни из них носят религиозный характер, а другие передают его историю и религиозные переживания. Его образ можно особенно часто встретить в искусстве флорентийской школы, поскольку Св. Иоанна Предтечу считают покровителем Флоренции. Его обычно изображали таким, как его описывает Св. Матфей: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:4), Однако когда его изображают в раю, то на нем богатое одеяние, и он стоит или сидит по левую руку от Христа. В руках он часто держит агнца и свиток, на котором начертаны слова: «Esse Agnus Dei» («Вот Агнец Божий») (Ин. 1:36). Ин 1:29: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». Именно поэтому Иоанн Креститель сказал об Иисусе Христе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Иоан. I, 29),— воскликнул Иоанн Предтеча, едва увидев приближающегося Иисуса.

Атрибутом Св, Иоанна Предтечи является агнец. Вдобавок к этому при нем иногда тростниковый крест или знамя с тростниковым крестом. Блюдо или поднос с его головой служит памятованием о его казни.

Иоанна Крестителя часто изображают держащим ягненка. Это значение отражено в образе Иоанна Крестителя, указывающего на агнца, которого он обычно держит в левой руке. Атрибут Иоанна Крестителя — часто с крестообразным нимбом. Иоанн Креститель с агнцем олицетворяет предтечу, указующего на пришествие Христа. (Ин 1:29) Иоанн Креститель указывает на Иисуса, который в качестве «Агнца Божия» берет на себя тяжесть грехов мира. Здесь агнец служит намеком на миссию Св. Иоанна как предтечи Христа и признание в момент крещения Иоанном в Христе Агнца Божьего.



Царь Ирод заключил Иоанна Крестителя в темницу за то, что тот обличал Ирода, отнявшего у своего брата жену Иродиаду. Ирод при жизни прежнего мужа женился на ней, грубо нарушив этим иудейские обычаи. Однажды на пиру Саломея, дочь Иродиады, настолько угодила отчиму своей пляской, что тот обещал исполнить любую ее просьбу. Саломея, подученная своей матерью, попросила у царя голову Иоанна Крестителя. И Ироду, ничего не осталось делать, как приказать палачу принести любимой падчерице голову Иоанна Крестителя на золотом блюде.


Andrea Solari (1475-1515) "Salome with the Head of St John the Baptist"

Литература
[править]

  • Аверинцев С. С. Одноимённая статья в MNME
  • Белова О. В. Одноимённая статья в SMES
  • Steinmann J., Saint John the baptist and the desert tradition, L., [1958] < MNME
  • Scobie C. H. H., John the baptist, L., 1964 < MNME

Иллюстрации
[править]

Гегртген тот Синт Янс. Иоанн Креститель. Ок. 1490 г. Микеланджело Меризи де Караваджо. Св. Иоанн Креститель. 1597—1598 г. Турино-миланский часослов. Рождество Иоанна Крестителя. 1422—1424 г. Рафаэль Санти. Прекрасная садовница. Дева Мария с Младенцем и Иоанном Крестителем. 1507 гг. А. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857 гг. Антверпенский мастер. Усекновение главы Иоанна Крестителя Бассано Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 2-я пол. XVI в. Иоанн Креститель как Ангел Пустыни Боутс Дирк. Алтарь «Жемчужина Брабанта», левая створка внутри: Иоанн Креститель. ок. 1467/68 г. Бронзино Аньоло. Св. Иоанн Креститель. 1553 г. Варфоломея Мастер алтаря Св.; Алтарь Распятия, левая створка: Св. Иоанн Креститель и Св. Цецилия Варфоломея Мастер алтаря Св.; Крещение Христа Блумарт Абрахам. Проповедь Иоанна Крестителя Беллини Джованни. Мадонна с Младенцем между Иоанном Крестителем и неизвестной святой Св. Иоанн Предтеча. Кон. VI в. Св. Иоанн Предтеча. Кон. VI в. Иоанн Предтеча из Деисуса, мозаика собора Св. Софии в Киеве; 1043—1046 гг. 00-03-530-000.jpg Проповедь Иоанна Крестителя Св. Иоанн Предтеча Св. Иоанн Предтеча. Деисус, деталь Предтеча из Деисуса Св. Иоанн Предтеча Св. Иоанн Предтеча

Примечания и комментарии
[править]

  1. Матф. 11, 10; Мк. 1, 2
  2. Малах. 3, 1
  3. Ис. 40, 3
  4. Соответствующее истолкование: Апок. 11,3 — 12
  5. Матф. 17,3; Мк. 9, 4; Лук. 9, 30
  6. Лук. 1, 17
  7. Ио. 1, 21
  8. Лук. 1, 80
  9. Матф. 3, 4
  10. Лук. 3, 1
  11. Ср. возраст Иосифа, «когда он предстал пред лице фараона» (Быт. 41, 46); таким же обычно представляют возраст Христа при начале его проповеди
  12. Матф. 3, 2; с этой же формулы начинается проповедь Христа, см. Матф. 4, 17; Мк. 1, 15
  13. Мк. 1, 4; Лук. 3, 3
  14. Матф. 9, 14
  15. Лук. 3, 8
  16. Матф. 3, 7
  17. Лук. 3, 11 — 14
  18. Ио. 1, 29; ср. Матф. 3; 13 — 17; Мк. 1, 9 — 11
  19. Ио. 3, 30
  20. 10, 41
  21. Матф. 11, 11
  22. Матф. 11, 2 — 3
  23. Матф. 9, 14

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: