Знахарь

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


знахарка — лицо, обладающее сверхъестественным, магическим знанием и использующее его для лечения людей и скота, охраны от колдовства, отвращения градовых туч, прорицания судьбы и т.д. Обладание магическим знанием ставит фигуру 3. в один ряд с другими «знающими» людьми, прежде всего колдуном и ведьмой. Но в отличие от них 3., как правило, не имеет контакта с нечистой силой, а использует силу заговоров, растений, воды и сакральных предметов. В народном сознании знахарство часто сближается с ремеслом, что объединяет 3. с повитухой, кузнецом, пастухом, музыкантом, мельником и др. обладателями профессионального знания. Отношение к знахарству двойственное: в одних случаях считается, что 3. действует от имени Бога, в других — что знахарское знание, как и знание колдуна, греховно, оно не дает 3. умереть, поэтому его необходимо перед смертью передать другому. 3. лечил все болезни людей и скота, но в первую очередь болезни, полученные в результате колдовства: порчи, сглаза, оговора, испуга. Часто 3. специализировался на лечении какой-либо одной болезни: зубной боли, детской бессонницы, кровотечения, змеиного укуса и пр. 3. находил пропавшие или украденные веши, возвращал заблудившийся и уворованный скот, а также указывал на вора; предохранял скот от порчи на весь пастбищный сезон, останавливал падеж скота, обезвреживал заломы; предсказывал будущее, гадая на картах, на бобах, по воде или по звездам; привораживал девушкам женихов, охранял молодых на свадьбе от порчи, уничтожал вредных насекомых и мышей в доме, защищал посевы от вредителей, отгонял градовые тучи, обеспечивал удачную рыбную ловлю и охоту. 3. мог разговаривать с мертвыми, видеть «тот свет». Знахарское мастерство всегда приобретается: обычно опытный 3. обучает начинающего. Хотя знахарство считается преимущественно женским занятием, 3. может быть и мужчина, преимущественно холостой. Лучшими 3. считаются «чистые» женщины: старуха, одинокая женщина или вдова; иногда, напротив, замужняя и рожавшая женщина. Реже подчеркивается сакральный и потусторонний источник знахарского мастерства. По сербским и болгарским поверьям, способность лечить передают Богородица или христианские святые, чаще всего св. Параскева Пятница, являясь людям во сне. 3. становятся люди, соприкоснувшиеся с потусторонним миром, например, украденные лешим, пережившие состояние обмирания, получившие знание заговоров от странников, нищих, юродивых. Главным инструментом 3. является заговор, основанный на обращении к Богу, святым и добрым силам природы, который произносится или непосредственно над больным, или наговаривается на различные вещества и предметы: воду, водку, соль, хлеб и т.п., которые 3. дает съесть или выпить больному и которыми обтирает или обмывает больное место. В лечении 3. применяет лекарственные травы, отвары и настои из них; используются предметы, которым приписывается магическая сила: земля, шкура змеи, громовая стрела, нож и другие острые предметы; освященные предметы: святая вода, пасхальная скатерть, венчальная свеча и др.

хххе́

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:
[править]

Профессии


Литература
[править]

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии
[править]

Астахова А.М. Заговорное искусство на реке Пинеге // Крестьянское искусство СССР. Л., 1928. Т. 2. С. 38-45; Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. Л., 1991. С. 340; Минько Л.И. Знахарство. Минск, 1971. Е.Е. Левкиевская < SMES


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: