Зверь Апокалипсиса

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Зверь Пучины»)
Перейти к: навигация, поиск
Блэйк Уильям. Большой красный дракон и жена, облаченная в солнце

Синонимы: Зверь Морской / Зверь Бездны / Зверь Пучин(ы)

Смотри также: Апокалипсис | Антихрист | Агнец | Евангелистов символы | Дракон | Змей | Вавилонская блудница

Строго говоря, в Откровении Св. Иоанна присутствуют несколько различных животных с полярной символикой, к которым в разных источниках (и не всегда корректно) применяется наименование «Зверь(и) Апокалипсиса». К таковым относятся:

  • Четыре животные «исполненные очей» ;
  • «Агнец закланный»;
  • Воинство Антихриста;
  • Дракон;
  • Зверь Морской;
  • Зверь Земной.

Собствено к «зверям» относятся лишь три последних персонажа: дракон и морской с земным звери. А в самом тесном смысле Апокалипсическим Зверем, с именем которго связана загадка числа 666, является лишь Зверь морской.

Первые же две строчки занимают персонажи, для которых поименование «Зверь» неуместно, а для воинства Антихриста не вполне корректно.

Но такая практика, имеющая своим истоком терминологическую и языковую путаницу, все же встречается, и далеко не редко.

Поэтому, представляется уместным упомянуть в данной публикации обо всех них. Кроме того, этому способствует образная и функциональная близость перечисленных персонажей. Для всех них характерна причастность к карам, насылаемым на тварный мир, сочетание в их телах черт различных животных, а также умножение отдельных частей тела. Териоморф же в восточной символике — зверь, олицетворяющий разрушительные стихии хаоса, а в Ветхом Завете также и мировые державы [BBDN 7:1-7].

Но при том, что и Агнец закланный, и животные исполненные очей имеют явные признаки чудовищности и принадлежности к дотварному, «хаотическому» времени, поименование их термином «звери» не вполне корректно. Происходит постоянное смешение понятий «зверь» — имеющий признаки животного, и «Зверь» — олицетворение зла и персонификация враждебных жизни сущностей.

Следует также отметить, что столь ярко описанный в Апокалипсисе Антихрист отчетливо сохраняет здесь свои древние мифологичекие черты и также именуется как «зверь, выходящий из бездны» [BBAP 11: 7].

Можно с уверенностью говорить о синтетическом характере образа, вобравшего в себя черты всей описанной в Апокалипсисе демонической троицы, на которые с течением времени напластовались религиозные и исторические реалии. Для христиан, участвовавших в крестовых походах, фигура Зверя олицетворяла ислам; для католиков времен Реформации она означала протестантскую ересь, тогда как для лютеран сделалась символом папской продажности.


***[править]

Первыми упоминаются (гл.4) «Апокалипсические животные*», отождествленные впоследствии (с легкой руки Иринея Лионского) с евангелистами и принятые Церковью как их «официальные» символы. В экзегетике они обычно нтерпретируются как ангелы, управляющие физическим миром, либо как сам тварный мир природы. Число четыре является космическим (ср.: стороны света, ветры, etc.), а множество очей — символ всеохватного знания мира, присущего Провидению Божию. Интересным в этом смысле представляется сравнение со столь же многооким персонажем — Аргусом. Подобие животных льву, тельцу, человеку и орлу олицетворяет самое благородное, сильное, мудрое и проницательное в мире соответственно.

2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;
3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;
6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

Помимо основного своего дела: поклонения Богу и воздаяния Ему хвалы за сотворенный мир, каждое из четырех животных (живущих) призывает* придти одного из всадников Апокалипсиса (гл.6). Например:

1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Кроме того в главе 15-й описывается как одно из животных передает ангелам семь чаш гнева, что обычно понимается так, что язвы возмездия поразят тварный мир.

6 И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами.
7 И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков.
[BBAP 4: 2-8]
[BBAP 6: 1-8]
[BBAP 15: 1-8]

***[править]

Вторым на апокалипсической сцене появляется «Агнец закланный» — по слову Исайи (53: 7), взявший на себя грех мира — по слову Иоанна Крестителя (Ин 1: 29) — Богочеловек, Сын Божий, Бог-Слово, через которое все начало быть (Ин 1: 3), искупивший все творение. Только он может снять печати с Книги и раскрыть заключенную в ней тайну божественного домостроительства. По слова Викторина Петавийского (IV в.), «Мессия, лев побеждающий, вольно стал Агнцем страдающим».

6 И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.

Его рога и очи — символ силы и знания и их полноты (число семь), ему принадлежащих [Ис 11: 1-3]. При изображении этого Агнца он обычно предстает стоящим или лежащим всеми четырьмя ногами на Книге с семью свисающими от ее обреза печатями, которая нередко лежит на коленях у Христа. Часто он также держит хоругвь Воскресения. Рога и очи при этом необязательный и даже редкий элемент таких изображений, видимо, чтобы не смущать умы верующих.

[BBAP 5: 6-14]

***[править]

Ближе к демоническому другие персонажи Откровения, нередко именующиеся Апокалипсическими животными (зверями): саранча и воинство ангелов смерти. У коней этого воинства львиные головы, изрыгающие огонь, а хвосты их «подобны змеям» и имеют головы. Все они (и саранча, и наездники) были часто изображаемы в книжных в книжных миниатюрах как мантикоры, что и закрепило за ними «статус» зверей. Саранча же издревле — бич земледельцев Востока и олицетворение войны. Согласно Св. Иерониму ее образ в Иудее имел историческое истолкование: четыре роя представляли собой четыре последовательных завоеваня Палестины ассирийцами, персами, греками и римлянами (ср.: DDIE 51: 27). Эти «неблагие» царства изображаются также в виде четырех животных: лев, медведь, барс и «ужасный» зверь с десятью рогами. Считается также, что в описании облика просматриваются детали вооружения парфян — верных врагов Римской Империи. Отнесение враждующих сторон к одному (антихристову) царству должно, по мнению ряда комментаторов, подчеркнуть, что при всем различии корень у их власти — един и природа ее та же, что и римской державы. Ряд комментаторов полагает также, что нашествие саранчи, которая мучает, но не убивает — есть олицетворение духовных мук, причиняемых силами зла.

1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.
2 Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.
6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.
7 По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие;
8 и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.
9 На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну;
10 у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев.

11 Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по—еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.

[BBAP 9: 1-11]
[BBAP 9: 13-19]
[BBAP 20: 1-3]

***[править]

В цикле из семи знамений перед нами первый представитель демонической троицы — дракон.

1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце*; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,
8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.
13 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.
14 И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.
15 И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.
16 Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.
17 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.

Приведенная сцена — один из центральных образов торжества христианства над дьяволом, обычно бытующий вне цикла в качестве самостоятельного сюжета. Еще в Ветхом Завете змей или дракон (Левиафан, Раав) символизируют враждебную Богу и Его народу силу, которая падет от Его руки в конце времен. Красный цвет дракона служит намеком на императорский пурпур, а семь голов и семь диадем сотносятся с холмами и царями Рима. По одной гипотезе список гонителей состоит из Нерона, Гальбы, недолго правивших Оттона и Вителия, Веспасиана, Тита, Домициана и Лже-Нерона, появление которого ожидали на Востоке. В другой список входят: Цезарь, Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон и Лже-Нерон. Семь голов дракона рассматриваются также как символ смертных грехов. Что касается десяти рогов, то они — устойчивый признак гонителей веры, начиная с Антиоха Эпифана [BBDN 7: 7], а, кроме того, могут служить указанием на число римских провинций и/или их правителей. О том, кем является дракон по своей сути, прямо говорится в 20-й главе:

1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
[BBAP 12: 1-17]

***[править]

В главе 13-й описывается появление Зверя морского, иногда называемого также Зверем Бездны или Пучины.

1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.
2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,
4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
9 Кто имеет ухо, да слышит.
10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.

Характерно присутствие в описании дракона элементов, связывающих его с животными, символизирующими четыре «неблагие царства» (лев, медведь, барс, рогатый «ужасный» зверь).

1 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих;
2 с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.
3 И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.
4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее*;
5 и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.
6 Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим.
7 И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.
8 Зверь, которого ты видел, был, и нет его*, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.
9 Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена,
10 и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел*, и когда придет, не долго ему быть.
11 И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.
12 И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.
13 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.
14 Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.
15 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.
16 И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне;
17 потому что Бог положил им на сердце — исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.
18 Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

Зверь символизирует Нерона, его семь голов — холмы Рима и, вероятно, вереница римских императоров, а рога — правители-вассалы (провинций). По мнению большинства современных комментаторов, десять царей в данном контексте — сатрапы Парфии, угрожавшие Риму. Являясь орудиями Божьего гнева, направленого против Рима-Вавилона, цари, в свою очередь, вооружаются против Церкви, но обречены на поражение от Агнца. Считается, что в этих словах центральное благовествование Откровения о судьбах Церкви в мире.

[BBAP 13: 1-10]
[BBAP 17: 3-6]

Монстр выходит из моря, что указывает на его хтоническую природу, "зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть" (Откр. 13:2)[1]. В позднее средневековье в иллюстрированных Апокалипсисах он изображается как четвероногий зверь с семью головами, десятью рогами и подчеркнуто пестрой шкурой[2]. На звере восседает вавилонская блудница, облаченная в порфиру и багрянец, украшенная золотом и драгоценными камнями, "и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным" (Откр. 17:4-5)[3].

***[править]

Второй зверь (Лжепророк) олицетворяет собой религиозный соблазн, восстановление язычества ради противоборства Церкви. Обычно бывает изображаем в виде львинообразного монстра с рогами и огнем вокруг него. Его облик подобен облику Агнца-Мессии. Пришествию Сына Человеческого предшествуют возвещенные им (BBMF 24: 24) лжехристы (первый зверь) и лжепророки (второй зверь). Дабы люди уверовали в Христа, Дух Божий творит чудеса в Церкви. Второй зверь подражает Духу, подобно тому, как дракон и первый зверь подражали Отцу и Сыну. Таким образом из них (дракона и двух зверей) образуется пародия на Св. Троицу. Блудница при этом противопоставляется Жене, облеченной в солнце (Церкви или Пресв. Богородице) также как триумвират зверей и дракона противопостален Отцу, Сыну и Святому Духу.

11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.
12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела*;
13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.
14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.
15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Звериное число 666 (BBAP. 13, 18), а также найденное Бенгелем и Гестенбергом — 1836; с завидным постоянством примерялось к огромному числу политических деятелей. В первые века христианства это число обычно связывали с эпитетом «цветущий» — ходовым словом императорской пропаганды. Другая популярная расшифровка — «неправедный агнец», то есть лживая копия агнца Христа. В новейшие время число 666 чаще всего связывают с именами римских императоров Нерона, Домициана, подарившими миру множество великомучеников. Однако гематрическим вычислениям этого рода несть числа, что верней всего свидетельствует о несостоятельности и тщете этой работы. Весьма вероятно, что таинственное число и есть имя Антихриста — утроенные в противовес 7-ми (или 777-ми) неполнота, несовершенство и зло. По мнению преп. Беды и Св. Альберта Великого число это знаменует троекратное провозглашение творения без субботы и мира без Творца, что соответствует троекратному и окончательному отречению от Бога.

[BBAP 13: 11-20]


Бибилия[править]

Хотя представление об Апокалипсисе возникли не на еврейской, а на христианской почве, все же обнаруживаются его ветхозаветные прообразы и «звериные аналогии». Таков, например, нечестивый царь Антиох Эпифан (четвертая сирийско-македонская династия), склонявший иудеев к язычеству и «мерзости запустения» (BBDN. IX, 27; XI, 31; ср. BBMF. XXIV, 15). Интерсным представляется сопоставление видения пророка Даниила.

1 В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела.
2 Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,
3 и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
4 Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.
5 И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!»
6 Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.
7 После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.
8 Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно.
9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.
10 Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.
11 Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.
12 И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок.
13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.
15 Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня.
16 Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного:
17 «эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли.
18 Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков».
19 Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами,
20 и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих.
21 Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их,
22 доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.
23 Об этом он сказал: зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее.
24 А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей,
25 и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени.
26 Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца.
27 Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему.
28 Здесь конец слова. Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем.
[BBDN 7, 1-28]


Геральдика[править]

13 И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:
14 это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.

Этот отрывок из 16-й главы послужил основой для составления в Средние века герба Дьявола: три черные (реже — зеленые) жабы в золотом поле, две и одна. В случае с Антихристом или его военачальниками бытовали щиты с изображением одной жабы.


Психология[править]

Символ материи в процессе инволюции, поскольку змея или дракон в прохристианских символических контекстах являются врагами духа и извращением высших качеств.

Нередко соотносится с женским началом как олицетворением застоя или отступления в эволюционном развитии. Такой трактовке Зверь Апокалипсиса обязан тесной связи с образами Вавилонской Блудницы и Змея Искусителя — источника соблазна и разрушения, что также роднит его с такими мифологическими образами, как Калипсо или сирены. [Керл 9]

Ad notanda[править]

• Гонения Нерона на христиан описаны у Тацита в «Анналах» (XV, 44)


Примечания[править]

  • греч. — означает живые существа вообще, и лишь во вторую очередь — животных.
  • Вместо слов «иди и смотри» в большинстве рукописей стоит «приди».
  • Имеются сомнения относительно первоначального значения этого видения. Первоначально Жена должна была, вероятно, символизировать Церковь, но средневековая интерпретация Бонавентуры и других теологов превратила ее в Деву Марию.
  • Заполненная нечистотами золотая чаша — аллегорический образ империи богоборцев. Кроме идолопоклонства и растления Блудница повинна также в пролитии крови верных.
  • Приход Лже-Нерона, якобы воскресшего, но вскоре погибающего, протвопоставляется приходу Того, кто есть, был и грядет. [BBAP 1: 4]
  • Вся полнота (число семь) римских правителей: бывших, царствующего и будущего.
  • Новые гонения возраждают дух первого гонителя — Нерона.
  • auaf, прим. 74
  • auaf, прим. 75
  • auaf, прим. 76

  • Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
    Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
    Поделиться: