Зависть

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Зависть — лат. Invidia

Один из семи смертных грехов, персонифицированное изображение которого восходит к Овидию и сложилось в эпоху Ренессанса. Согласно «Метаморфозам» она обитает в грязной хижине на дне глубокого ущелья, никогда не освещаемого солнечными лучами. Она питается змеиным мясом и наделена отталкивающим обликом:

«… худоба истощила все тело,
Прямо не смотрят глаза, чернеют зубы гнилые;
Желчь в груди у нее, и ядом язык ее облит».
Овидий «Метаморфзы» 2:768

Её посох увит колючим шиповником.

В аллегориях обычно изображается как худая (иссохшая, костлявая) женщина (старуха)

  • с отвисшей грудью, часто — косоглазая:
  • «с терниями на голове и змеями в руках»[1]
  • гложущая собственное сердце или внутренности;
  • с раздвоенным языком или змеёй, выходящей изо рта — символ ядовитого языка;
  • со змеями в волосах, подобно горгоне Медузе.

Атрибуты:

  • собака как ездовое животное с костью в зубах или большая и злобно лающая — может служить неантропоморфным образом Зависти;
  • змея или лягушка (жаба) — может служить неантропоморфным образом Зависти;
  • скорпион — в светской аллегории асоциируется как с Завистью, так и Ненавистью;
  • «дурной глаз»;
  • зелёный или ядовито-жёлтый цвет — в народной символике связывается с завистью и ревностью;
  • крылья летучей мыши — зависть «нечасто отваживается проявить себя днем ясным».
  • сеть — общий атрибут для всех пороков, улавливающих людей.

Зависть может изображаться:

  • в одной из групп персонифицированных грехов — аллегория, изображающая исторический персонаж, повернувшийся спиной к порокам;
  • отвернувшейся от пары влюбленных.

Может присутствует в сюжетах:

  • «Время, открывающее Истину»;
  • «Клевета» Апеллеса — Лукиан представляет Зависть как «изможденную и отвратительную, с пристальным пронзительным взглядом, высохшую, как при болезни», которая ведёт Клевету или стоит в нищенских одеждах перед судьей;
  • «Невинность, спасаемая Справедливостью от пороков» — в виде собаки (Гобелен по картону Бронзино. Галерея дельи Арацци, Флоренция);

Зависти в ренессансной традиции, идущей от Джотто, противопоставляется Милосердие. в средневековье спорившее со Скупостью. терзающей сердце и, возможно, со змеей.

Зависть выступает движущей силой многих легендарных и мифологических сюжетов, например:

  • Прометей вызвал зависть богов, вылепив из земли человека по их богов;
  • Меркурий, влюбившийся в Герсу и из зависти обманутый её сестрой Аглаврой[2];
  • Психея (Апулей, «Метаморфозы» кн. IV—VI) возбудила своей красотой зависть Венеры;
  • Адам, по одному из преданий, проявил мудрость в деле наименования животных, чем было доказано превосходство земного человека над небесными ангелами — отсюда зависть и вражда сатаны к человеку.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Добродетели
Аллегория
Семь смертных грехов

Медуза
Истина
Отец-Время
Апеллес, "Клевета"
Милосердие
Скупость
Справедливость
Невинность
Прометей
Меркурий
Герса
Психея
Адам
Ева
Дьявол

Зеленый цвет
Жёлтый цвет
Желчь
Змея
Феникс
Сердце
Летучая мышь
Скорпион
Собака
Змея
Лягушка
Пальма
Грехопадение
Сапфир
Сеть

Иудаизм
[править]

Согласно еврейским легендам прародительница Ева, совершившая грехопадение и охваченная завистью зависть к безгрешности других творений, соблазняла животных тоже вкусить от «запретного плода». Лишь птица мильхам (феникс) не послушалась ее, и в награду за это ангелу смерти был передан божественный приказ, согласно которому богопослушный не должен знать смерти. Мильхам получила укрепленный город, в котором она безмятежно жила каждую тысячу лет.

Магия
[править]

Завистников очень боятся люди Востока, считающие, что причина зависти — сам дьвол, а она сама, вызванная здоровьем или богатством человека, может повлечь за собой их потерю. Для отвода зла, защиты от проделок дьявола и от завистливого глаза носится карнеол с выгравированной на нем арабской молитвой следующего содержания:

«Во имя Бога Справедливого, самой Справедливости!
Я прошу тебя, о Боже, Царь Мира,
Бог Мира, избавь нас от дьявола,
Несущего нам зло и вред через плохих людей,
И от порока зависти».

Защитой от разрушительной силы зависти издревле считаются сапфиры:

«Снимает этот камень с человека зависть и вероломство, дает силу усталому телу, освобождает от темницы, никогда ничего не будет бояться тот, кто носит его».
Марбордин (XI в.)

В перстнях, украшавших руки царя драматической судьбы Бориса Годунова, красовались именно сапфиры.

Эмблематика
[править]

Змеи и лягушки у подножия высокой и прямой пальмы

  • Неприязнь и зависть подчиняются честности, прямоте и добродетели.
EMSI 16-13, с.170

Ad vocem
[править]

(отсюда произошло английское просторечие

  • «съешь свое сердце» — англ. просторечное выражение восходящее к образу Зависти.
  • «зеленая зависть», «зеленоглазая ревность», «желтый от зависти», «позеленеть от зависти».

Иллюстрации
[править]

  • Мантенья. «Битва морских богов», гравюрЫа
  • Зависть, которая душит сама себя. В. Картари. 1647 г.

Литература
[править]

Примечания и комментарии
[править]

  1. EMSI; табл.1-10, с.110
  2. Овидий Мет 2:708-832

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: