Желмауыз кемпир

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Желмауыз кемпир — казах.
желмогу́з кемпир — кирг.

В мифологии казахов и киргизов демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало. Желмауыз кемпир — людоедка, похитительница детей; в образе лёгкого она плавает на поверхности воды, а когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, хватает его и вынуждает отдать сына (сказка «Ер-Тостик»). Существует мнение, что образ Желмауыз кемпир (как и близкой ей мыстан кемпир казахов) восходит к культу матери-покровительницы. На это указывают присущие ей иногда функции шаманки-волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража «страны смерти». Черты доброй бабы-яги, покровительницы героя, Желмауыз кемпир сохранила в некоторых волшебных сказках, в которых она рассказывает, как добыть самоиграющую домбру, помогает достать волшебное зеркало и жениться.

У киргизов разновидность Желмауыз кемпир — демон мите, представлявшийся старухой в лохмотьях, которая живёт в горах, в лесу, далеко от человеческих жилищ. Она увлекает девушек в свой шалаш и незаметно сосёт у них из колена кровь; когда жертва ослабеет, мите её съедает. Мите близок демон жалмавыз [ялмавыз (карчык)] казанских татар. Аналогичный персонаж имеется в мифологиях

  • уйгуров и башкир — колдунья-людоедка ялмауз (ялмауыз);
  • узбеков — старуха-людоедка ялмовиз (кампир) или жалмовиз (кампир);
  • ногайцев — елмавыз.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Низшая мифология
Кампир

Мыстан кемпир
Баба-яга

Людоед
Лёгкие
Колено

Литература
[править]

  • Басилов B. H. Одноимённая статья в MNME
  • Баялиева Т. Д., Доисламские верования и их пережитки у киргизов, Ф., 1972, с. 103 < MNME

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: