Жаворонок

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Ликование.

Атрибут Цереры.

Священная птица галлов. Во французских народных верованиях — птица доброго предзнаменования.

Символизирует

  • союз земли и неба — из-за очень высоко взлета и стремительного приземления,
  • юношеский пыл, порыв радости — утренний полет жаворонка.

Христианство
[править]

Символ смиренности, поскольку парит высоко и поет только устремляясь к небу. Богословы считали пение жаворонка радостной молитвой, обращенной к Богу.

Славяне
[править]

Одна из «чистых» птиц, сочетающая в своей символике небесное и хтоническое, божье и богоборческое начала; символ весны.

Согласно польской легенде, Бог подбросил высоко вверх комочек земли, из которого и появилась на свет эта серая, как земля, птичка. Как почитаемую, «божью» птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пишу, а убивать считалось грехом. Жаворонок вынимал колючие тернии из тернового венца распятого Христа, пел, сочувствуя его мукам: «Страдает, страдает» (у поляков), ежедневно приносил вести о Нем Божьей Матери, утешал ее в горе и предсказывал воскресение Христово. За это он был взят на небеса и с тех пор неустанно славит Пресвятую Деву своим пением «Аве Мария». Летом высоко в небе жаворонок часами проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает вверх и идет на исповедь к самому Богу.

Вместе с тем жаворонок иногда посягает на Бога и идет Его покорять (укр. коршпи). Отсюда украинские названия жаворонка: «набогастш», «набогастшко», «корибiг» и т. п. Преисполнившись непомерной гордости за то, что Бог позволил ему так высоко подниматься в небо, он летит вверх и похваляется:

«Палячу на нёбу, на нёбу, схвачу Бога за борыду, борыду!»,

а потом камнем падает вниз со словами:

«Меня Бог бил-бил-бил кием-кием-кием! И на землю кинул-кинул-кинул» (у русских).

Жаворонок отваживается соперничать с самим Богом. Хватает соломинку и бросает вызов Богу:

«Давай, Боже, биться — кто кого одолеет?» (у поляков);
«Полячу Бога киим бить, киим бить!» (у русских),
«Ходи, Боже, биться!» (у белорусов, украинцев),
«Пойду к Богу, пойду к Богу, убью Бога топором, топором, убью Бога!» (у хорватов).

Затем роняет соломинку и падает вниз с криком:

«Кий упал! Кий упал! Кий упал!» (у белорусов);
«Упустил булаву, упустил булаву!» (у украинцев).

Два разных вида жаворонков — обычный и хохлатый — часто не различаются и воспринимаются как одна птица:

чуб, по мнению поляков, вырастает у жаворока на третьем году жизни или же,
по мнению украинцев, зимой жаворонок имеет чубок на голове, а на лето его сбрасывает.

Западные украинцы верят, что хохлатый жаворонок на зиму превращается в мышь, а летом принимает прежний облик.

Поверья о зимовье жаворонка демонстрируют двойственность его природы. Украинцы и поляки считают, что жаворонок зимует в мышиной норе, под мхом, в поле под камнем, под комом земли в борозде или в меже. По другим польским поверьям, жаворонок проводит зиму высоко-высоко в небе. Ангелы держат его в руках, нежат и ласкают, пока не блеснет первая молния и не раскроются небеса, куда жаворонку в это время позволено бывает заглянуть.

По распространенным приметам, жаворонок весной прилетает первым. Слишком ранний прилет жаворонка предвещает позднюю весну. У западных славян считается, что на Сретение жаворонок непременно должен пискнуть, даже если он рискует в эту пору замерзнуть, а 2.III Св. Агнешка выпускает жаворонка из мешка или из-под камешка. У украинцев прилет жаворонка приурочивается к дню Сорока мучеников (9/22.III) или к дню Алексея «Голосея» (17/30.111).

Образ жаворонка характерен для символов весенней обрядности. В России, на Украине и в Белоруссии в день Сорока мучеников и в другие праздники пекут птичек из теста, называемых жаворонками. «Жаворонков» оставляют в сарае, несут на скотный двор и подкидывают кверху, дают овцам, одного бросают в печь. Часто их раздают детям. На Украине верят, что в этом случае хорошо будет нестись домашняя птица. В России дети подбрасывают «жаворонков» вверх и кричат:

«Жаваронычки, прилетите к нам, красну весну принесите нам, а мордовкам та лихорадку в бок»;
«Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам лето»,
«на тебе сани, а нам телегу».

Во многих местах с прилетом жаворонков начинают пахоту и сев. Поэтому хорваты называют жаворонка пахарем и сеятелем. Своим пением жаворонок призывает к началу полевых работ:

«Выезжай (пахать)!» (у поляков);
«Сейте, орите, бороните!» (у русских);
«Сей, паши, пошевеливайся!» (у хорватов) и т. п.

Литература
[править]

  • Гура А. В. Одноимённая статья в SMES
  • Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 633—639 < SMES
  • Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX — начало XX в. М., 1979. С. 70-72, 74, 92 < SMES

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: