Дхарма

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Дхармачакра-правартана»)
Перейти к: навигация, поиск


Дха́рма — санскр. dharma, пали dhamma
l.

В индуистской мифологии сначала божественный мудрец, затем бог справедливости, персонифицирующий понятие «дхармы» — закона, морального правопорядка, добродетели.

Дхарма в мифах — либо сам сын Брахмы и один из Праджапати, либо сын Атри, великого риши, родившегося из мысли Брахмы. Женами Дхармы считаются десять дочерей Дакши, каждая из которых олицетворяет какое-либо абстрактное достоинство, входящее в круг представлений о «дхарме» (славу, счастье, твердость, веру и т. п.).

В эпической и пуранической традиции Дхарма обычно отождествляется с Ямой в его функциях судьи людей и царя справедливости. Однако отождествление это не безусловно, и, например, Юдхиштхира, герой «Махабхараты» и воплощение «дхармы» на земле, рассматривается только как сын Дхармы, но не Ямы.

2.

Одно из главных понятий буддийской мифологии. Слово «Дхарма» образовано от корня dhr, «держать, поддерживать», и оно имеет в контексте буддизма много значений, основные:

  • учение будды (в особенности будды Шакьямуни);
  • текст (или собрание текстов), в котором это учение изложено;
  • элемент психо-физического мира.

Если по религиозно-мифологическим воззрениям сторонников хинаяны существует лишь одна единая Дхарма (в смысле учения), которая изложена в «Трипитаке», то, по воззрениям сторонников махаяны и ваджраяны, Шакьямуни провозгласил разные по содержанию и глубине Дхармы (в некоторых текстах махаяны говорится, например, о трех «поворотах колеса дхармы» — дхармачакра-правартана), в соответствии с умственными способностями воспринимающего. Но и эти разные Дхармы в конечном счете представляют собой лишь разные аспекты единого учения.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Индуистская мифология
Буддийская мифология

Праджапати
Атри
Брахма
Дакша
Яма
Юдхиштхира

Шакьямуни
Колесо Дхармы

Литература
[править]

  • Гринцер П. А., Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
  • Розенберг О., Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам, ч. 2, П., 1918 < MNME
  • Conze E., Buddhist thought in India, L, 1962, p 92-106 < MNME
  • Stcherbatsky Th., The Central conception of buddhism and the meaning of the word «Dharma», L., 1923 < MNME

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: