Дидона

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск
Джованни Батиста Тьеполо. Смерть Дидоны. Сер. XVIII в.

Эней /

Легендарная царица и основательница Карфагена. Согласно Вергилию, возлюбленная Энея.

«Энеида» повествует как потерпевшая крушение команда троянцев оказалась выброшенной на берег, и как Венера пробудила ненасытную страсть царицы к Энею.

Самый распространенный в живописи сюжет этой истории «Дидона на погребальном костре», «Смерть Дидоны» («Энеида», 14:642-705). Потерпев неудачу в уговорах Энея остаться, Дидона заставила свою сестру Анну соорудить погребальный костер во дворе дворца, притворившись, что желает совершить ритуальное сожжение всего, что принадлежало Энею, включая оружие, которое он беспечно оставил, и их супружеское ложе. Увидев, что корабли троянцев отплывают и что надежды нет, Дидона бросилась на костер, и меч Энея пронзил ее тело.

Дидону изображается на костре, среди разрушенного ложа и постельных принадлежностей. Её оплакивают слуги. Вдали уплывают корабли Энея.

Юнона (покровительница Карфагена) направила Ириду отрезать прядь волос у Дидоны, дабы освободить ее душу из плена (В античном фольклоре бытовало представление о том, что душа человека может существовать вне тела при условии, что у нее есть объект, в который она в таком случае может переселиться, например, душа Мелеагра обитала в деревянном полене. Высвобождение из тела посредством отрезания пряди волос вписывается в контекст такого верования). Ирида может спускаться к Дидоне на радуге.

МНМ
[править]

Дидона — лат. Dido
Элисса

В римской мифологии царица, основательница Карфагена, дочь царя Тира, вдова жреца Геракла Акербаса или Сихея, которого убил брат Д. Пигмалион, чтобы захватить его богатство. Бежав после смерти мужа со многими спутниками и сокровищами в Африку, Д. купила у берберского царя Ярба землю. По условию она могла взять столько земли, сколько покроет бычья шкура; разрезав шкуру на тонкие ремни, Д. окружила ими большой участок и основала на этой земле цитадель Карфагена Бирсу (греч. bnrsa, «шкура»). При её закладке были найдены головы быка и коня, что предвещало Карфагену богатство и военную мощь, уступающую, однако, римской (при закладке храма на Капитолии в Риме была найдена человеческая голова — знак господства Рима над миром). По версии Юстина (XVIII 4-7), восходящей к более ранним греческим или финикийским источникам, Д., преследуемая сватовством Ярба, взошла на костёр, храня верность памяти мужа. Римская традиция связала Д. с Энеем. Возможно, впервые эта связь была отражена в поэме Невия (3-2 вв. до н. э.) о Пунической войне. Обработал её Вергилий в четвёртой книге «Энеиды»: когда корабли Энея по пути из Трои прибыли в Карфаген, она по воле Венеры стала любовницей Энея. Однако Юпитер послал к Энею Меркурия с приказом плыть в Италию, где ему было предназначено стать предком основателей Рима. Не перенеся разлуки с Энеем, Д. покончила с собой, взойдя на костёр и предсказав вражду Карфагена с Римом. Образ Д., возможно, восходит к финикийскому божеству; карфагеняне чтили её как богиню.

Е. М. Штаерман


В нач. 16 в., почти одновременно с первыми переводами «Энеиды» Вергилия, создаются трагедии: «Д.» Дж. Джиральди Чинтио; «Д.» Л. Дольче; «Д., приносящая себя в жертву» Э. Жоделя и др.; среди поэтических произведений: «История царицы Д.» Г. Сакса и др. Среди драматических произведений 17-18 вв.: «Д., приносящая себя в жертву» А. Арди; «Д.» Ж. де Скюдери; «Покинутая Д.» П. Метастазио; «Д.» И. Э. Шлегеля; «Д.» Я. Б. Княжнина и «Д.» M. H. Муравьёва.

Миф о Д. пользовался особой популярностью в европейском музыкально-драматическом искусстве начиная с сер. 17 в. (среди первых опер.: «Д.» Ф. Кавалли; «Безумная Д.» К. Паллавичино; «Д. и Эней» Г. Пёрселла; «Безумная Д.» А. Скарлатти и др.). К либретто П. Метастазио обращались композиторы А. Скарлатти (вторая опера на этот сюжет), Н. Порпора, Г. Ф. Гендель, Н. Йоммелли, Т. Траэтта, Л. Керубини, Дж. Паизиелло, В. Фьораванти.

До нас дошло немного произведений античного искусства, связанных с мифом (фреска в Помпеях, мозаика из Галикарнаса, ряд статуэток Д., кончающей с собой, и др.). Европейское искусство обращается к мифу вначале в иллюстрациях к поэме Вергилия, начиная с 15 в. — в живописи. Наиболее распространённым был сюжет «самоубийство Д.» (картины А. Мантеньи, Аннибале Карраччи, Гверчино, Дж. Б. Тьеполо (см. рис.), П. П. Рубенса, С. Бурдона, Ш. Лебрена, А. Куапеля, Дж. Рейнолдса и др.), воплощались также сцены пиршества Энея и Д. и их охоты (фрески Я. Амигони и Дж. Б. Тьеполо, картины Г. Рени, И. Г. Тишбейна и др.), сюжет «Д. основывает Карфаген» (Дж. Б. Питтони и др.).

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Дидона, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 2445 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 379 Словарь)]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: