Дева, класс богов

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Дева́ — др.-инд. devб — «бог», собств. «небесный» < div- — «сиять»

В древнеиндийской мифологии класс богов; обычно говорят о 33 богах (хотя в текстах есть упоминания о 333, 3306, 3339 богах), распределяемых по трём космическим сферам:

  • небесные — Дьяус, Варуна, Митра и др. адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины;
  • атмосферные (воздушное пространство) — Индра, маруты, Ваю, Вата, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, Парджанья, Апас;
  • земные — Притхиви, Агни, Сома, Брихаспати, Сарасвати и др.

Иногда класс богов членят на группы: васу — 8, рудры — 11, адитьи — 12, противопоставленные по тому же принципу, и к ним добавляют ещё божества (Ашвинов, Дьяуса, Притхиви, Индру, Праджапати — в разных сочетаниях). В умозрительных системах упанишад эти три группы получают новые интерпретации, цель которых — установление соответствий между составом пантеона и элементами архаичных космологических схем (включая сюда и структуру микромира). Так, в «Брихадараньяка-упанишаде»[1]:

  • васу — огонь, земля, ветер, воздушное пространство, солнце, небо, луна, звёзды;
  • рудры — 10 органов жизнедеятельности и мировой дух Атман;
  • адитьи — 12 месяцев года.

Особый вид объединения богов уже в «Ригведе» — Вишведева, то есть «все-боги» — весь пантеон с некоторыми расширениями, — представляемые как единое целое. Иногда конкретные характеристики богов, составляющих «все-боги», оказываются в более или менее случайном распределении. В класс богов входят также персонифицированные абстрактные понятия, которые, видимо, могли относительно свободно включаться в древнеиндийский пантеон.

Своё особое значение дева (боги) получают в рамках противопоставления асурам, небесным персонажам, обладающим колдовской силой (maya). В ведийский период (особенно в «Ригведе») к асурам относили и ряд дева — адитьев, Индру, Агни и др. Но уже в «Атхарваведе» боги-девы более не назывались асурами (последнее название было закреплено за демонами), но, напротив, иногда именовались сурами (sura-)[2], что даёт основание понимать слово «асуры» как «небоги». Многочисленные мифы актуализируют противопоставление богов (дева) асурам, рисуя постоянные битвы, в которых боги как нечто целое сражаются со всем классом асур.

Понятие дева и его языковая форма являются общими для индоевропейских народов: ср. авест. daeva-, лат. deus (и divus), др.-ирл. dia, др.-герм. teiwa, др.-исл. tivar, прус. deiws, литов. dievas, рус. Див и др.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология

Дьяус
Варуна
Митра
Сурья
Савитар
Пушан
Вишну
Вивасват
Ушас
Ашвины
Индра
Маруты
Ваю
Вата
Трита Аптья
Апам Напат
Матаришван
Ахи Будхнья
Аджа Экапад
Рудра
Парджанья
Апас
Притхиви
Агни
Сома
Брихаспати
Сарасвати
Праджапати

Васу
Рудры
Адитьи
Вишведева

Библиография
[править]

 — MNME — Топоров B. H. Дева // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1991. Т.I, с. 359

Примечания и комментарии
[править]

  1. Брх.-уп. III 9, 1-5
  2. Ср. упанишады.

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: