Юродство

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Городской сумасшедший»)
Перейти к: навигация, поиск


Описание
[править]

юро́дство < ст.-слав. оуродъ, юродъ — «дурак, безумный»[1]
≈ юро́дивый
—————————




Намеренное старание казаться глупым, безумным[2]. Юродивые в православной традиции — слой странствующих монахов и религиозных подвижников[3]. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений[4].

В церковнославянском «юродивый» употребляется также и в прямом значении: «Пять же бе от них мудры, и пять юродивы» (Мф.25:2, «Притча о десяти девах»).




Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. Апостол Павел в своём Послании к Коринфянам призывает «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11:1). Из этого делают вывод, что Христос и святые могли быть примером «для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел[5]». Безумие Нового Завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом[6]. Если установления тогдашнего общества считать мудростью, то Христос и его ученики призывали изменить их или отречься от них, став соответственно «безумными» для «мира сего». Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди Апостола Павла в Новом Завете:

«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…» — 1Кор.4:10;
«Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» — 1Кор.1:20;
«Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» — 1Кор.3:18;
«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом…» — 1Кор.3:19;
«…слово о кресте для погибающих юродство есть» — 1Кор.1:18;
«…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» — 1Кор.1:21;
«…мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие» — 1Кор.1:23;
«…потому что немудрое Божие премудрее человеков» — 1Кор.1:25.

Преподобный Антоний в ранние века христианства говорил:

«Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безумствуешь“, — потому что он не подобен им[7]».

По словам святителя Афанасия Александрийского:

«Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю[8]».

Больше всего святых юродивых было на Руси — в Русской православной церкви почитают 36 юродивых. Первым из известных юродивых на территории нынешней России считается Прокопий Устюжский, который с территории Европы прибыл в Новгород, затем в Устюг. Он вел строгий аскетический образ жизни[9]. Юродивые пришли на смену волхвам и были желанными гостями для всего тогдашнего общества. Сам Иван Грозный относился к ним с благоговением: так, когда Микола свят обругал царя и предрёк ему смерть от молнии, царь просил молиться, чтобы Господь избавил его от такой участи. Другим знаменитым юродивым при Иване был Василий, ходивший совершенно нагим. В его честь назван собор Василия Блаженного[10]. В католической церкви наиболее известными святыми, которые совершали подвиг юродства, считаются Франциск Ассизский и Бенуа Жозеф Лабре.

Юродивые, почитаемые в православной традиции:

 — Алексей Елнатский;
 — Андрей Юродивый (~ Константинопольский) — особо почитаемый на Руси юродивый;
 — Василий Блаженный (1469—1552) — московский юродивый, один из самых известных святых Русской православной церкви;
 — Даниил Коломенский († 18 (31) августа 1884)[11];
 — Домна Томская (начало XIX века — 16 (28) декабря 1872) — томская блаженная
 — Евфросиния Колюпановская, княжна Евдокия Григорьевна Вяземская (ок. 1758—1855);
 — Иаков Боровичский († 1540) — боровицкий чудотворец;
 — Иван Корейша (1783—1861);
 — Иоанн Московский (? — 1589);
 — Иоанн Верхотурский (XVII век);
 — Иоанн Милостивый (ростовский чудотворец) — (? — † 1581);
 — Иоанн (устюжский юродивый) († 1494);
 — Исаакий Печерский († 1090) — первый известный юродивый на Руси, монах Киево-Печерского монастыря;
 — Исидор Ростовский († 1474) — ростовский чудотворец, родом из Германии;
 — Исидора Тавеннийская (IV век) — одна из первых юродивых;
 — Киприан Суздальский;
 — Косма Верхотурский († 8 декабря 1680, Верхотурье);
 — Ксения Петербургская;
 — Максим Кавсокаливит († 1354);
 — Максим Московский († 1434);
 — Мария Дивеевская;
 — Михаил Клопский (XV век);
 — Миша-Самуил († 1907);
 — Николка Салос;
 — Паисий Киевский, преподобный († 1893);
 — Паша Саровская;
 — Пелагея Дивеевская;
 — Прокопий Вятский (1578—1627);
 — Прокопий Устюжский (? — † 1303) — святой-чудотворец, родом из Любека;
 — Сайко, Афанасий Андреевич (1887—1967) — орловский старец, юродствовавший в середине XX века;
 — Симон Блаженный († 1584) — святой из Юрьевца Поволжского;
 — Симеон Юродивый (VI век) — монах, отшельник и юродивый, живший в Сирии;
 — Стахий — ростовский юродивый;
 — Феодор Новгородский († 1392);
 — Феофил (Горенковский) († 1853) — иеросхимонах Киево-Печерской лавры;
 — Фома Сирийский.



00-00-000-000.jpg

Смотри:
[править]

Святые
Дурак
• Юродивый

Смотри также:



Блаженный
Девона
Шут
Городской сумасшедший

———


Вериги
Глоссолалия

Библия / Ветхий Завет
[править]

Многие ветхозаветные пророки пророки считаются предшественниками юродивых «Христа ради»[12]:

• Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене[13];
• Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помёте[14];
• Осия вступил в брак с блудницею, что символизировало неверность Израиля Богу[15].

Целью вышеуказанных действий было привлечь внимание окружающих и побудить народ Израильский к покаянию и обращению. Пророки, указанные в Ветхом Завете, не считались юродивыми в полном смысле этого слова, а лишь время от времени прибегали к нетрадиционным или вызывающим поступкам для доведения до обывателей воли Божьей, однако подобные поступки не являлись их аскетическими стремлениями[16]

Смотри также:
Пророки
Исайя
Иезекииль

• Осия

Библиография
[править]

 — Дугин А. Г. Лекция 10. Бытие и безумие] // Дугин А. Г. Философия Традиционализма, М., 2002
 — Иванов С. А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. — М.: Языки славянских культур, 2005. (Англ. пер.: Ivanov S. Holy Fools in Byzantium and Beyond. Oxford: Oxford University Press, 2006, ISBN 978-0-19-927251-8, ISBN 0-19-927251-4)
 — Иванов С. А. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994
 — Панченко А. М. Смех как зрелище // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984, с. 72-153
 — Панченко А. М. Юродивые на Руси // Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб.: Юна, 1999, с. 392—407
 — Прыжов И. Г. «История нищенства, кабачества и кликушества на Руси». 1865
 — Юрков С. Е. Православное юродство как антиповедение // Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало XX вв.). СПб., 2003, с. 52-69
 — Жан Клод Ларше, Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков / Пер. с франц. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 224 с.

Примечания и комментарии
[править]

  1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т.4. С.168, 534; Словарь Даля: «Юродивый».
  2. Словарь Ушакова: «Юродство».
  3. Энциклопедия «Религия»: «Юродивые».
  4. «Житийная литература. Жития Христа ради юродивых», Православная энциклопедия
  5. Жан-Клод Ларше. Библейские источники юродства.
  6. Жан Клод Ларше, Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков / Пер. с франц. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 224 с.
  7. Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Антонии. 25 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 427).
  8. Юродство // Религиозная энциклопедия на портале Богослов.ru
  9. «Foolishness-for-Christ», Православие и мир, англ. яз.
  10. Никольский Н. М. История русской церкви — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985.
  11. Неимущий благотворитель, pravoslavie.ru, 31.08.2009
  12. Gorainoff I. Les Fols en Christ… Р. 15-16; Saward J. Dieu a la folie. P. 15.
  13. Ис. 20:2-3
  14. Иез. 4:15. Изначально Бог указал готовить хлеб на человеческом кале (Иез. 4:12), но после прошения Иезекиля заменил его на коровий помёт.
  15. Ос. 3
  16. Жан-Клод Ларше. Библейские источники юродства

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: