Глаза

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Глаз»)
Перейти к: навигация, поиск


Описание
[править]

глаз
око < лат. oculus
—————————




Повсеместно распространенный образ, символизм которого основывается на исключительную роли зрения в жизни человека и мимической выразительности глаз. Значение глаза амбивалентно, благодаря его пограничному положению (как анатомически, так и функционально) и двунаправленности действия.


Как важнейший орган чувств (львиную долю сведений об окружающем мире человек получат благодаря зрению) глаз выступает символом восприятия вообще и всяческого знания. В более широком смысле, глаз обозначает саму способность к восприятию, познанию и пониманию. Поскольку способность к зрению определяется наличием света, глаз обычно связывается со светоносными божествами и всепроникающим божественным знанием. Во многих культурах таким всевидящим глазом выступает Солнце, либо оно само символизируется глазом. С этим обстоятельством созвучно высказывание Плотина, говорившего, что глаз не мог бы смотреть на солнце, если бы в каком-то смысле сам не был солнцем. Часто глаз служит для представления других небесных светил — Луны и звёзд (множество глаз), которые, как и Солнце, светят везде и видят всё. Исходя из того, что свет является символом разума и духа, зрение в символике представляет собой духовный акт и за глазом признаётся способность к духовному восприятию и ясновидению.

Помимо связи с огнём и светом глаз часто связывается с влагой, что находит отражение в связи названий глаза и источника (хеттский, балтийские, славянские, семитские языки). Нередко в виде источника (воды, слезы) представляется глаз мифологического существа (напр., Одина).

С глубокой древности за глазом признаётся способность не только к восприятию, но и к любому направленному вне активному действию (магическому, психологическому, физическому). Часто глаз (бога) может выступать как самостоятельный мифологический персонаж (солнечный диск, Око Ра), либо как «инструмента» для проявления и проецирования силы мысли. Это делает глаз наиболее «активный» из телесных органов и символом способности к духовному выражению, а также знаком небесных богов, управления и царственности. Однако присущая глазам сила может иметь разрушительный, гибельный характер: глаза богов и существ, наделённых магическими способностями, могут испепелять, обращать в камень, ввергать в отчаянье и ужас, и т. д. С таким «неблагим» проявлением силы взгляда связано понятие о «дурном глазе».

Как существенная составляющая человеческой мимики лица глаза служат средством выражения внутреннего состояния человека (чувств, эмоций, состояния души и мыслительных процессов).

Будучи точкой пересечения внутреннего и внешнего миров человека, глаз служит воплощением контакта и посредничества. В ритуальной архитектуре этой символической функции глаза соответствует отверстие в своде храма или любого иного рукотворного «центра мира». Образу открывающей доступ к небесным мирам солярной двери вторят представления о том, что глаза некоторых животных позволяют увидеть другие миры или времена.

Будучи парным органом, глаза соотносится с базовыми дуалистическими парами, такими как мужское — женское; прошлое — будущее; Солнце — Луна. В зависимости от локальной традиции соотнесение левого или правого глаза с составляющими каждой такой пары может разниться сообразно с символическим значением левого и правого в данной традиции. Так в западной традиции правый глаз считается символом активного, дневного и солнечного начала, будущего, а левый — пассивного, ночного и лунного начала, прошлого; в восточной традиции (Китай, Япония) преобладает обратное соответствие.

К числу характерных особенностей глаз, относится их отличие от «нормы» по количеству — мифологический символ, связанный с представлением о магической силе глаз. Эта способность, с равным успехом символизируется как наличием одного огромного глаза, так и большим их числом. оба варианта наделены двойственностью значением и могут иметь как позитивный (благожелательность божества, способностью видеть оставаясь невидимыми, бдительностью, всеведение), так и негативным (разрушительная сила, связь с тьмой). В связи с последним обстоятельством необходимо помнить, что в теории символов множественность выступает устойчивым признаком ущербности.

Для глаза как символа характерна также гетеротопия — «неправильная» локализация, сопряжённая обычно с духовным видением: так, глаза расположенные на ладонях рук, служат выражением акта ясновидения. К числу наиболее известных символов такого рода может быть отнесён третий глаз, соотносимый, в зависимости от традиции и обстоятельств, с различными понятиями. Поскольку пара глаз как физиологическая норма соответствует обычному зрению, добавочный мистический «глаз сердца» обычно соотносится со зрением духовным, присущим уровню сверхчеловеческому или божественному. Добавочный глаз (как и единственный) часто связан с идеей разрушения, например, в случае с третьим глазом Шивы. Это объясняется через значений числа три как символа активного, пассивного и нейтрального, что позволяет также связать её с созиданием, сохранением и разрушением.

Единственный глаз часто, и обычно в связи с демоническими персонажами, выступает символом абнормальности, получеловеческого состояния, разрушения и зла. При этом гипертрофированный глаз может становится автономным, узурпируя функции всего лица (Циклоп в рисунках О. Редона). С другой стороны, глаз во лбу, сообразно с символикой уровня, намекает на сверхъестественные (божественные, солнечные) силы, присущие демоническим существам. С единственным глазом, или всевидящим оком, не менее часто изображают божества и мифологические персонажи (ср. герм.-сканд. Один, кельт. Луг, дочь Рябчика в индейском мифе сэлишских племён, одноглазые мужские фигуры энеолитической культуры Триполья). «Для амбивалентного мифологического мышления представление о том, что избыток зрения равнозначен слепоте, вполне закономерно (отражение этого представления проявляется и в данных языка; ср. лат. oculus, „глаз“ и литов. aklas. „слепой“)». В связи с этим, одноглазаость, так же как и слепота (напр., в хеттско-хурритском цикле мифов о Кумарби глаза Уликумми закрыты камнем), может быть свидетельством особой магической силы. Распространённый мифологический мотив — похищение глаза или ослепление бога соперником (бог грозы в хаттско-хеттском мифе, Гора Сетом) и последующее исцеление (осознаётся как способ возрождения бога) В ритуале соответствие этим мифам обнаруживается в практике (обрядах) инкрустирования глаз в статуи богов (Осирис, Будда и др.)

Изображение глаза составляет основу большого числа специфических «глазных» символов: …

Видеть четко и ясно — значит, узнавать или признавать что-либо, тогда как слепота символизирует душевную слепоту (так же, как и очки).



Основные значения
[править]

  • солнце, его оплодотворяющая сила, символ (всех) солнечных богов;
  • свет, светила, солнце, луна, звёзды;
  • ночь — множество;
  • всеведение всепроникающего знания солнечных богов, Провидение;
  • бог-царь, его оплодотворяющая сила;
  • озарение (мистическое), знание, ум, сверхчувственность, всевидение, интуитивное видение;
  • ясновиденье как доступ к иным пространственным и временным локусам;
  • ясновидение как проницательность доступность взгляду;
  • неусыпную бдительность (множество), защита, стабильность;
  • контроль, надзор;
  • целеустремленность;
  • ограничение видимого;
  • точка перехода, дверь, проход, центр;
  • восприятие, чувство, отражение;
  • чувство отверженности, вина — глаз Авеля взирал на Каина из могилы.



Третий глаз как ламаистский символ сверхъестественного. Деталь тибетской ритуальной маски

Смотри:
[править]

Человек
Чувства
• Глаз

~ в геральдике
~ в локальной традиции



Смотри также:


Третий глаз
Слепота
Невидимость
Сглаз

———

Гетеротопия
Павлин
Очки
Коралл
Кошачий глаз
Бычий глаз

Древний Восток
[править]

В хаттско-хеттском мифе у бога грозы демоном-змеем отняты глаза и сердце. Чтобы вернуть их себе, бог грозы рождает сына-человека, который женится на дочери змея и выпрашивает у него сердце и глаза своего.

В шумеро-семитской мифологии глаз олицетворяет «Владыку Священного Глаза» Эа или Энки, где он символизирует мудрость, всезнание, бодрствование.

У финикийцев Кронос имел два открытых и два закрытых глаза, что означает постоянное бодрствование.

Египет
[править]

Уджат
Солнечный глаз
Лунный глаз
«Египтяне также знали уже о лучах и свете, о молнии и зное в глазах, так что они употреблялись как знаки власти и как символ огня пылкости)».

Как орган, воспринимающий свет, краски и образы, а также благодаря роли в космогонических представлениях, глаз выступает одним из важнейших символов Древнего Египта. Показательны, например:

  • египетское определение радужной оболочки глаза со зрачком — «солнце в отверстии» (или сотворенное Слово)[1];
  • высказывание из «Книги мертвых»: «Я смотрю — значит» я существую".
  • название и значение знака-детерминатива Wadza — "божественное око, «тот, кто питает священный огонь, или разум человека» (то есть фактически Осирис)[2].

Глаз имеет в египетской традиции чрезвычайно сложный символизм:

  • существует множество различных символов, имеющих вид глаза — «Глаз Гора», Аттет, «всевидящий» и т. д.;
  • Солнце и Луна считаются «Глазами неба» (правый — Солнце, Ра и Озирис, левый — Луна и Изида — часто, крылатые;
  • изображение пары глаз с крыльями в древнеегипетской иконографии обозначает Север и Юг как два раздела небес, небесное пространство;
  • как глаз рассматривается Полярная звезда;
  • глаз служит символом озарения, разума, знания и верховного жреца (Великого Провидца), обладавшего Священным Знанием, приобретенным благодаря собственному дару ясновидения;
  • «Текстах Пирамид» (1266 г. до н. э.) говорится о двух «злых глазах», которые опечатывают запор ворот;
  • око также часто встречается на египетских надгробных камнях (помощь) мертвым в загробной жизни.

Особенно тесно символ глаза связан с Ра, Гором и Осирисом.

Глаза Ра отождествляются с ладьями солнца:

«Твой правый глаз — вечерняя ладья, твой левый глаз — утренняя ладья».

Око Ра выступает также как самостоятельный персонаж: согласно одному из мифов, Глаз Солнца оставил светило и скрылся в пустыне, нарушив равновесие в мире. Покровитель священных наук Тот сумел перенести (заманить) Око в Египет и восстановить первичный порядок, спасая тем самым человечество от гибели.

Пылающим глазом Ра считается Урей — змей, извергающим огонь Солнца, изображаемый стоящим на хвосте. Он выступает символом божественности, царственности, двух уровней неба (Восток и Запад), а также Верхнего и Нижнего Египта.

Глазами бога Гора считаются Солнце и Луна:

«Когда он поднимает глаза, наполняет он все светом, но когда он их закрывает, наступает тьма (мрак)».

Согласно древнеегипетскому мифу, лунный глаз Гора был вырван Сетом в битве за первенство среди богов, однако после победы Гора вырос снова (ослепление Гора Сетом и последующее исцеление его богиней Хатор)[3]. Видимо, этот миф стал причиной чрезвычайной популярности глаза Гора в качестве отводящего зло амулета — «уджат»[4]. Уджат служит символом:

  • его всевидящей власти Гора;
  • силы и мощи — сам глаз и бровь соответственно;
  • единства и целостности космоса (мироздания);
  • Луна и её фазы;
  • жертвоприношения (приношения богам в храмах) — амулеты с одним, двумя или четырьмя изображениями глазами.

??? «На множестве памятников встречаются изображения крылатого глаза, или Уджата, бога войны и справедливого возмездия. (…) Божественный глаз считался также эманацией этого могущественного, воинственного и мстительного божества».

Имя Озириса означает «место для глаза»; его иероглиф — глаз над сиденьем (трона).

Античность
[править]

Киклопы

Платон называет глаз главным солнечным инструментом, по его мнению, глаз имеется у души, и ему одному видима Истина.

Взгляд медузы Горгоны, обращающий людей в камень — один из символов «дурного глаза». Выступает в качестве апотропея, подобно тому, как Персей обратил силу Медузв против неё самой с помощью отражения в щите.

Атрибут (символ):

  • Аполлон как «наблюдатель небес»;
  • Солнце — в том числе как глаз Зевса (Юпитера);
  • тысячеглазый Аргус (Аргос);
  • киклопы.

Северная традиция
[править]

Один

Одноглазым предстаёт Один, напившийся из источника Мимира. Глаз Одина также представляется в виде источника, омываемого водой (как слезами).

В древнеирландской героической саге описывается «злой взгляд» короля фоморов Балора, сокрытый за веком, которое могли поднять четверо мужчин. В кельтском эпосе злой глаз (символ злых намерений и зависти), противопоставляется доброму сердцу, благородству и состраданию.

Славяне
[править]

Орган зрения, при помощи которого, по народным представлениям, можно воздействовать на окружающий мир и людей (главным образом отрицательно). Глаза соотносятся с внутренним миром человека, они часто считаются вместилищем души; по некоторым польским поверьям, в момент смерти душа выходит из тела через глаза. Аномалии глаз (косоглазие, сросшиеся брови, длинные веки, отсутствие ресниц, краснота, перевернутое отражение в зрачке и др.), подобно другим телесным недостаткам, трактуются как знак принадлежности человека к демоническому миру. Согласно популярному представлению, «четырехглазая» собака (имеющая черные круги под глазами) способна видеть мертвых и отпугивать нечистую силу. В народной аксиологии глаза наделяются высшей оценкой (ср. «беречь как зеницу ока»); в народной медицине существуют разнообразные магические способы предупреждения и лечения глазных болезней; ради здоровья глаз соблюдаются табу на работу в определенные праздники (например, у южных славян в Видов день, 15/28 июня) или на отдельные виды работ. Слепота считается наказанием, посылаемым за большие грехи.

Засорение глаз как наказание за нарушение табу на шитье и прядение в пятницу и во многие праздники — известный мотив в славянской мифологии. По широко распространенным верованиям, от этих действий засоряются и колются глаза Св. Параскевы Пятницы; виновной в этом «матушка Прасковея» засорит глаза куделью. По верованиям восточных славян, от прядения и шитья в запрещенные дни засоряются на том свете глаза предков-родителей. Во многих случаях запрет налагается и на другие действия:

  • нельзя белить стены — «замажешь родителям очи»,
  • нельзя выгребать золу из печи — засыплешь глаза умершим,
  • выливать воду во двор — «мертвым очи зальешь»;
  • мочиться в воду — «все равно, что матери в глаза».

Тульские и псковские крестьяне на Троицу ходили на кладбище обметать могилы — «глаза у родителей прочищать»; южные славяне жгли на могилах свечи, чтобы покойникам «там было видно».

С апотропейными целями применялось завязывание и замазывание глаз. У русских Забайкалья сеятель в поле завязывал себе глаза и произносил: «Как я не вижу белого света, так пусть птицы не видят моих семян». Македонцы в «мышиные дни» замазывали дыры в стенах и говорили, что замазывают глаза мышам, а в «волчьи дни» так же «замазывали глаза волкам».

Открытые глаза покойника часто трактуются как предвестие еще одной смерти (он «высматривает» нового покойника).

Сибирь
[править]

В мифах нганасан Моу-нямы (Земля-мать) носит в себе множество глаз. По поверьям нганасан человек и животные живут, пока у них живы глаза. После их смерти глаза попадают в распоряжение Моу-нямы, а мёртвый должен обзавестись новыми, иначе он заблудится на пути в землю мёртвых.

Китай
[править]

В китайской мифологии известна «зрячая плоть» — существо, сплошь покрытое глазами.

Символизм глаза может принимать на себя перо фазана.

В поздней китайской народной мифологии богиня зрения — Яньгуан.

Япония
[править]

Из своего правого глаза Изанаги породил бога Луны.

Мезоамерика
[править]

Ацтекские шаманы верили, что они могут узнать тайны духов в глазах ягуара.

Северная Америка
[править]

У американских индейцев «глаз сердца видит все». Это глаз Великого Духа и всеведения.

В мифе североамериканского индейского племени оджибве одно из шести сверхъестественных существ, вышедших из моря, чтобы смешаться с людьми, было с повязкой на глазах. Когда это существо сняло повязку, то человек, на которого упал его взгляд, тут же умер, словно поражённый молнией. В мифе индейского племени комоксов женщина — дочь Орла ушла от мужа. Когда он стал её преследовать, она обернулась назад и испепелила мужа своим смертоносным взглядом. Эти образы, связываемые с хищными птицами, сопоставимы с образом бабы-яги — хозяйки мира мёртвых (её зооморфный образ — птица).

В мифе калифорнийского индейского племени яна человек, почти превратившийся в скелет, беспрерывно плачет, и овцы приходят пить воду, текущую из его глаз; когда же он перестаёт плакать, на месте его страданий остаётся солёный источник (сходный мотив имеется и в мифе индейского племени модок).

Австралия и Океания
[править]

У народов Океании солнце — это «большое глазное яблоко».

Иран
[править]

В иранской мифологии Добрый Пастырь Йима обладает солнечным глазом и секретом бессмертия.

Согласно верованиям персов, в глазах собаки, которую принесли к смертному одру, умирающий может увидеть, что произойдет с ним в загробном мире.

Индуизм
[править]

Глаз Варуны — это солнце.

Третий (внутренний) глаз в центре лба — непременный атрибут Шивы, знак его могущества и разрушительной силы. Представляет собой также духовное сознание, (трансцендентную) мудрость, интуитивное восприятие, синтезирующую силу огня.

Буддизм
[править]

В целом символизирует свет и мудрость.

Третий глаз Будды, «пылающая жемчужина», — духовное сознание и трансцендентная мудрость, внутреннее зрение (ясновидение), позволяющее увидеть реальность за ширмой иллюзии.

Сходный символизм имеет павлин как атрибут — Амитабхи, тибетской инкарнации медитирующего Будды Неизмеримого Света: оперение этой птицы состоит из множества глаз. Изображение множества глаз могло также иметь позитивный символизм, связанный с бдительностью и сиянием звезд в ночном небе.

Христианство
[править]

Око Господне
Всевидящее Око Господне. В. Х. фон Хохберг, 1675 г.

В Святом Писании находится много упоминаний глаза, определяющих его значение как символа всевидящего Бога, силы и света:

«Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их».
1-е Петра 3:12
«Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает».
Притчи 22:12
«Свет тела — это глаз».
Матф., 6:22

Как знак мудрости и проницательности несут глаза на своих крыльях высшие ангельские чины (херувим, серафим).

Подобным образом, с множеством глаз может также изображаться дьявол (сатана). Например, в одной древней колоде Таро Дьявол представлен в образе Аргуса со множеством глаз по всему телу (Парижская национальная библиотека, Отдел гравюр.

Развёрнутая и многосторонняя символика глаза приводится у Св. Хильдегард Бингенской:

«Глаза, которые так много видят, указывают на созвездия на небосклоне, которые светят везде. Их белки символизируют чистоту эфира, их ясность — блеск звезд, зрачок — звезды во Вселенной (эфирном пространстве). Их влага олицетворяет влагу, которой этот эфир пронизывается из горных источников, чтобы избежать разрушения от верхнего слоя огня (огненное небо, эмпирей). (…) Ярко сияет, как и белок глаз, познание у человека, а его проницательность сверкает в нем подобно силе их лучей, и разум светится в его существе так же, как зрачок глаз».

Атрибут:

  • Люция, Св. (Люсия, Лукия) — пара глаз на блюде;
  • Оттилия, Св.

Изображение глаза, вписанного в равносторонний треугольник — широко распространённый знак, восходящий к символу Иеговы в иудейско-христианской традиции. Первоначально (для ранних христиан) Око Господне (всевидящее, недрёманное) выступает символом Бога-Отца, Его всеведения и вездесущия. Позднее (в живописи — с периода Возрождения) — служит символом Божественной Троицы. Часто этот знак окружает сияние (солнечное), которое рассматривается как воплощение бесконечности и безграничности божественных проявлений — силы, святости и т. д. В случае, когда треугольник с глазом, в свою очередь, вписан в круг, он служит символом и иллюстрацией догмата о триединстве Бога Применительно к человеку Око Господне — символ нравственного сознания.

Семь глаз — это семь Божьих духов Апокалипсиса.

Ислам
[править]

В исламе глаз соотносится со сверхъестественным ясновидением.

Глаз Сердца — воплощение сердца в Вечности, духовный центр, место абсолютного интеллекта и просветления. В отличие от рассудка, позволяет видеть и познавать «Вечное Настоящее» — выходящее за пределы мирских противопоставлений прошлого и будущего. Дабы постичь свою высшую сущность, посвященный должен добраться до глубинного полюса Сердца.

Противоположность Глаза Сердца — «дурной глаз», символ деструктивных сил зла.

Магия
[править]

Представления о магической силе глаз (как защитной, так и разрушительной) способствовал широкому использованию глаз и их изображений в магии. Наиболее широко в традициях всех культур представлены амулеты для защиты от дурного глаза и отведения зла (Византия, Вавилон, Италия).

  • Изображение глаза, отводящего зло, до сих пор помещают над дверями дома в Турции.
  • Персидские женщины и дети носили на шее или вплетали в волосы стеклянный шарик с помещённым в него высушенным глазом овцы, зарезанной в память о жертвоприношении Авраама.
  • На Родосе
 — были широко распространены изображения черного глаза в синем или желтом обрамлении;
 — глаз, заключенный в пантакль, охранял только что построенные дома;
 — глаз волка, заключенный в железное кольцо, оберегал от опасностей.

В качестве защиты от дурного глаза особой популярностью пользуются минералы, напоминающие своим видом глаза животных — кошачий, тигровый, бычий, соколиный и т. п..

Другим средством защиты от сглаза рассматривается зеркало, «возвращающее» зло к его источнику.

Глаз и его аналоги считаются также средством преодоления негативных чувств: вины, тревоги и страха.

Гадания
[править]

Во сне глаз выступает в роли инструмента познания.

Масонство
[править]

«Всевидящее око» или «Око провидения», восходящее к христианскому символу Бога-Отца и Троицы, во многих ложах располагается над стулом мастера. В этом качестве служит напоминанием о «проникающей во все тайны мудрости и бдительности Творца, „Великого Строителя всех Миров“».

Психология
[править]

«Глаз занимает определенную часть тела и, ущемляя определенным образом свободу человека, ассоциируется с определенной функцией и изображается в составе лиц».

В ассоциативной интерпретации Юнга глаз — «материнская грудь», а зрачок — ее "дитя[5]. В глубинной психологии глаз выступает органом света и сознания, позволяющим нам воспринимать мир, который сообщает ему реальность.

«С этим актом понимания бытия связаны грезы… Нередки заболевания глаз во сне. Они, естественно, вызываются комплексной ограниченностью психической способности видеть, неспособностью правильно воспринимать в этом состоянии жизнь… Когда сознанию угрожает опасность угасания (на пороге смерти), на тяжелобольного смотрят много глаз»

Э. Эппли

Для психоаналитика глаз в сновидении (равно как и рот) — частый скрытый символ женского полового органа. Он восприимчив и позволяет взгляду другого человека проникнуть в себя, захватывает его и удерживает; а когда к глазам подступают слезы, он увлажняется и сочится влагой.

С другой стороны, глаз как источник взгляда, проникающего и овладевающего, символизирует мужской половой член. «Взгляд твердеет; он метит в свою цель и устремляется к ней; он входит, проникает вглубь и пронзает ее насквозь; он полон огня и мечет молнии; он стреляет и убивает наповал».

Нередко рассматривается как андрогинный символ, сформированный из овального женского и круглого мужского символов.

Как символ чувств и состояний души чаще всего манифестирует чувства отверженности, вины, тревоги и страха.

Превышающее норму количество глаз обладает двойственным значением, явление обычное в сфере бессознательного и создаваемых им образов. Множественность лиц и глаз чаще выступает признаком ущербности, означает распад или физическое разложение — понятие, лежащее в основе демонической идеи разрывания на части[6]. Может также иметь позитивный символизм, связанный с образом звезд, которые, впрочем, пребывают во мраке.

Искусство
[править]

Как и рука, ранний символ Бога-Отца (до того, как его стали изображать в человеческом облике). Атрибут:

  • Киклопов, Полифема — один глаз в центре лица;
  • Аргуса — множество глаз по всему телу.

Выкалывание глаза перед судьёй, указывающим на свой собственный глаз — Суд Залевка.


Фольклорно-мифологические представления о «дурном» глазе: «Вий» Н. В. Гоголя.

Сходные представления «на другом уровне осмысления»:

  • стихотворение А. Блока «Есть игра: осторожно войти…»,
  • стихи Г. Аполлинера об авиаторе…

Ad vocem
[править]

  • «Глаз сердца» — знак духовного озарения, интелектуальной интуиции.
  • «Глаза — зеркало души» — …

Библиография
[править]

 — MNME — Иванов В. В., Глаза // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1991. Т.1
 — SMES — Толстой Н. И., Глаза // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002
 — Толстой Н. И. Глаза и зрение покойников // Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 185—205 < SMES
 — Иванов В. В., Об одной параллели к гоголевскому Вию, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 5, Тарту, 1973 < MNME
 — Иванов В. В., Категория «видимого» и «невидимого» в тексте: еще раз о восточнославянских фольклорных параллелях к гоголевскому «Вию», в кн.: Structure of texts and semiotics of culture, The Hague — P., 1973 < MNME
 — Матье M. Э., Древнеегипетский обряд отверзания уст и очей, в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, [т.] 5, М., 1958 < MNME
 — Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. II: Баба-Яга, «Чтения в императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском университете», 1865, кн. 3 < MNME
 — Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946 < MNME
 — Рифтин А. П., Категории видимого и невидимого мира в языке, «Ученые записки Ленинградского государственного университета. Серия филологических наук», 1946, в. 10 < MNME
 — Цивьян Т. В., A-iб-<*N-UID- и рефлексы этого образа на Балканах, в кн.: Античная балканистика 3. Языковые данные и этнокультурный контекст Средиземноморья. Предварительные материалы, М., 1978 < MNME
 — Africa Т. W., The one-eyed man against Rome: an exercise in euhemerism, «Historia», 1970, Bd 19, H. 5 < MNME
 — Crawford О. G. S., The eye goddess, L., 1958 < MNME
 — Gimbutas M., The gods and goddesses of Old Europe. 7000 to 3500 В. С. Myths, legends and cult images, L., 1974 < MNME
 — Lбng J., The concept of psyche: its genesis and evolution, «Acta ethnographica», 1973, t. 22, fasc. 1-2 < MNME
 — Riemschneider M., Augengott und heilige Hochzeit, Lpz., 1953 < MNME
 — Thieme P., Studien zur indogermanischen Wortkunde und Religionsgeschichte. B., 1953 < MNME

Иллюстрации
[править]

  • Уджат, крылатый глаз
  • Пылающий глаз бога солнца Ра, знак его огненной природы, изображался в виде урея — стоящего на хвосте
  • Глаз «удьят». Древнеегипетский символ-амулет
  • Тот лечит лунный глаз
  • Три глаза-идола. Тель-Брак. Передняя Азия. Алебастр, ок. 3200 г. до н. э.

Примечания и комментарии
[править]

  1. KERL — 8
  2. KERL — 28
  3. Ритуальное соответствие мифу обнаруживается в обряде, во время которого в статую Осириса вставляли глаза.
  4. «Возьми этот глаз Гора…» (из «Текстов пирамид» XIX династии).
  5. KERL — 31
  6. KERL — 59

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: