Гиорги

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


В грузинской мифологии персонаж, идентифицируемый (после принятия христианства) со Св. Георгием. По мнению ряда исследователей, имя Гиорги, как и большинство сюжетов и мотивов с ним связанных, имеет дохристианское происхождение. Народный культ Гиорги объединил в себе разнообразные древние представления, согласно которым он — охотник, истребляющий диких зверей, покровитель земледелия, повелитель небесного огня и грома. Мотив божества-всадника, охотника, который своей ежегодной смертью и воскресением олицетворял ежегодное угасание и возрождение природы, в сочетании с представлениями о страстном герое, трансформировался уже в христианскую эпоху в легенду о мучениях Гиорги. По этой легенде, тело Гиорги было расчленено богом на 360 частей, и в местах, где были разбросаны эти части, воздвигнуты церкви. Во многих исторических источниках[1] зафиксировано представление о жертвенных животных, якобы добровольно приходящих в святилища, посвященные Гиорги, на заклание. Первоначально в святилища приходил олень (лань, тур), но после осквернения его женщинами, отведавшими жертвенного мяса, Гиорги заменил оленя быком. В этом сюжете отразилась трансформация древнейших мифологических представлений — превращение духа дикой природы в покровителя культурного хозяйства (скотоводства).

После распространения культа христианского святого Георгия с последним отождествлялись многие древние божества:

  • Джарг у сванов),
  • Джеге у мегрелов,
  • локальные божества груз. горцев (джвари).

00-00-000-000.jpg

См. также:

Кавказско-иберийских народов мифология

Георгий Каппадокийский, Св.
Охотник
Расчленение
Олень
Бык

Джвари

Литература
[править]

  • Сургуладзе И. К. Одноимённая статья в MNME

Примечания
[править]

  1. Записки католических миссионеров и русских послов, сочинения грузинских историков.

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: