Гектор

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск
Жак-Луи Давид. Андромаха у тела Гектора. 1783 г.

Смотри также: Приам | Гекуба | Андромаха | Аякс Теламонид | Ахиллес

Герой Троянской войны, сын царя Трои Приама и Гекубы.

Будучи старшим сыном и преемником царя, непосредственно руководил сражениями. Лично сражался с Аяксом Большим, самым могучим после Ахилла героем ахейцев, он сразил храброго Патрокла. Погиб в бою с Ахиллом. Его тело подвергалось осквернению, привязанное к колеснице Ахилла, но ни хищные звери, ни птицы не притронулись к трупу Гектора. Он даже не подвергся тлению. Приам умолил Ахилла отдать тело сына для погребения, и Ахилл, тронутый его сединами, согласился. С почестями похоронен, и слава его оказалась равной славе Ахилла.

Прощание Гектора с Андромахой

("Илиада", 6:349-496). Гектор, сын Приама и полководец троянцев. Как преданный муж и отец он накануне сражения простился у ворот Трои со своей женой и младенцем, сыном Астианактом. Когда он протянул руки обнять сына, младенец испугался вида шлема Гектора и укрылся на груди служанки. Этот патетический момент особенно популярен у художников. Другие версии показывают Гектора выходящим из его колесницы (не упоминаемой Гомером), или держащим Астианакта на руках; шлем при этом лежит на земле.

Ей отвечал знаменитый, шеломом сверкающий Гектор:
«Всё и меня то, супруга, не меньше тревожит; но страшный,
Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной троянкой,
Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя.
Сердце мне то запретит; научился быть я бесстрашным,
Храбро всегда меж троянами первыми биться на битвах,
Славы доброй отцу и себе самому добывая!
Твердо я ведаю сам, убеждаясь и мыслью и сердцем,
Будет некогда день, и погибнет священная Троя,
С нею погибнет Приам и народ копьеносца Приама.
Но не столько меня сокрушает грядущее горе
Трои, Приама, родителя, матери дряхлой Гекубы,
Горе тех братьев возлюбленных, юношей многих и храбрых,
Кои полягут во прах под руками врагов разъярённых,
Сколько твоё, о супруга! Тебя меднолатый ахеец,
Слёзы лиющую, в плен повлечёт и похитит свободу!
И, невольница, в Аргосе будешь ты ткать чужеземке,
Воду носить от ключей Мессеиса или Гипперея,
С ропотом горьким в душе; но заставит жестокая нужда!
Льющую слёзы тебя кто-нибудь там увидит и скажет:
Гектора это жена, превышавшего храбростью в битвах
Всех конеборцев троян, как сражалися вкруг Илиона!
Вспомнишь ты мужа, который тебя защитил бы от рабства!
Но да погибну и буду засыпан я перстью земною
Прежде, чем плен твой увижу и жалобный вопль твой услышу!»
Обнял её и, рукою ласкающий, так говорил ей:
«Добрая! Сердце себе не круши неумеренной скорбью.
Против судьбы человек не пошлет меня к Аидесу;
Но судьбы, как я мню, не избег ни один земнородный
Муж, ни отважный, ни робкий, как скоро на свет он родится.
Шествуй, любезная, в дом, озаботься своими делами;
Тканьем, пряжей займися, приказывай женам домашним
Дело своё исправлять; а война - мужей озаботит
Всех, наиболе ж меня, в Илионе священном рожденных».
Речи окончивши, поднял с земли бронеблещущей Гектор
Гривистый шлем; и пошла Андромаха безмолвная к дому,
Часто назад озираясь, слёзы ручьем проливая.

Ответ Гектора на вызов Аякса начинать поединок:

Сын Теламонов, Аякс благородный, властитель народа,
Тщетно меня ты, как будто ребёнка, испытывать хочешь,
Или как деву, которая дел ратоборных на знает.
Знаю довольно я брань и кровавое мужеубийство!
Щит мой умею направо, умею налево метать я, -
Жесткую тяжесть, - и с нею могу неусталый сражаться;
Пеший, умею ходить я под грозные звуки Арея;
Конный, умею, скача, с кобылиц быстроногих сражаться.
Но не хочу нападать на такого, как ты, ратоборца,
Скрытно высматривая, но открыто, когда лишь умечу.

МНМ
[править]

Гектор

греч. Ektor

В греческой мифологии сын Приама и Гекубы, главный троянский герой в "Илиаде". Об участии Г. в военных действиях в первые годы войны источники сообщают только, что от руки Г. пал Протесилай, первым вступивший на троянскую землю (Apollod. epit. III 30). Прославился Г. на десятом году войны. Как старший сын Приама и его непосредственный преемник, он возглавляет боевые действия троянцев, сам отличаясь силой и геройством. Дважды Г. вступает в единоборство с Аяксом Теламонидом, наиболее могучим после Ахилла ахейским героем (Hom. Il VII 181-305; XIV 402-439). Под руководством Г. троянцы врываются в укреплённый лагерь ахейцев (XII 415-471), подступают к ахейским кораблям и успевают поджечь один из них (XV 345-388; 483-499; 591-745). Г. удается также сразить перед самыми воротами Трои Патрокла и совлечь с убитого доспехи Ахилла (XVI 818-857). После вступления Ахилла в бой Г., невзирая на мольбы родителей, остаётся с ним в поле один на один и погибает в поединке у Скейских ворот, предсказывая близкую смерть самому Ахиллу (XXII 25-360). Последний, одержимый жаждой мести за Патрокла, привязывает тело убитого Г. к своей колеснице и объезжает вокруг Трои, волоча труп сраженного противника. Хотя в дальнейшем Ахилл продолжает осквернять тело Г., его не касаются ни хищные звери, ни тлен; мёртвого Г. оберегает Аполлон, помощью которого Г. неоднократно пользовался при жизни. Бог дважды возвращал ему силы в поединках с Аяксом (VII 272 след.; XV 235-279), помог Г. во время поединка с Ахиллом, пока жребий судьбы не указал на неизбежность кончины Г. (XXII 203-213). Поддержка, оказываемая Г. Аполлоном, послужила в послегомеровской традиции поводом для утверждения, что Г. был сыном самого бога (Stesich, frg. 47). Аполлон первым поднимает свой голос в защиту убитого Г. на совете богов, после чего Ахилл получает от Зевса приказ выдать тело убитого Приаму, который устраивает сыну почётные похороны. Исследователи древнегреческого эпоса давно обратили внимание на то, что с именем Г. не связаны какие-либо другие события Троянской войны, кроме изображённых в "Илиаде". Могилу Г. показывали не в Троаде, а в Фивах (Paus. IX 18, 5); это делает возможным предположение, что по происхождению Г. - беотийский герой, и его сражение с Ахиллом первоначально имело место на греческой почве. Только относительно поздно образ Г. был включён в круг сказаний о Троянской войне, в которых Г. больше, чем какой-либо другой герой, олицетворяет идею патриотического долга. Вероятно, именно поэтому образ Г. пользуется большой симпатией автора "Илиады". С особенной теплотой Г. изображён в знаменитой сцене прощания с женой Андромахой (VI 370-502).

В. Н. Ярхо


В европ. литературе ("Прощание Г." Шиллера и др.) сохранялось традиционное отношение к образу как олицетворению благородства (так, в пьесе Ж. Жироду "Троянской войны не будет" Г. по сути дела является главным героем - выразителем гуманистических идей).

В античной пластике (рельефы саркофагов) и вазописи особенно были распространены сюжеты: поединок Г. с Аяксом, прощание с Андромахой, гибель Г., выкуп его тела Приамом. Европ. искусство обращалось к сюжетам: поединок с Ахиллом (эскиз П. П. Рубенса, фреска

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гектор, С. 3 и далее.Мифы народов мира, С. 1821 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 271 Словарь)]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: