Геката

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


► Ужасная Мать, Мать-Устрашительница; Луна, греховная сторона женского начала [Керл-31], источник безумия, помешательство, одержимость какой-либо идеей. Проявляется в образе как богини-охранительницы Медеи, так и ведьмы, пожирающей людей. • греч. Дочь титанидов Перса и Астерии или Зевса и Геры, Аида и Геры, Зевса и Деметры. Богиня мрака и ночных видений: может наслать ужасы и тяжкие сны, но и защитить от них, злых демонов и колдовства. У нее три тела и три головы. Покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, охраняет детей и юношей, дарует победу в состязаниях, в суде, на войне. Священное животное — собака, принимает в жертву щенков. — змея (змеи). Атрибуты: ключ, плеть, кинжал, факел. Мифы рисуют ее носящейся над перекрестками дорог, около могил в сопровождении адских псов и ведьм.

МНМ
[править]

Гека́та
Ekatn

В греческой мифологии богиня мрака, ночных видений и чародейства. Дочь титанидов Перса и Астерии. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой (Hes. Theog. 409—420). Г. — древнее хтоническое божество, которое после победы олимпийцев над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях в спорах, в войне), охраняет детей и юношество (Неs. Theog. 421—452). Ночная, страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Г. — богиня колдовства, к которой обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий (Apoll. Rhod III 842, 985, 1026—1041; IV 246—251). Она помогает покинутым возлюбленным (Theocr. II). Г. — ночная «хтония» и небесная «урания», «неодолимая» — бродит среди могил и выводит призраки умерших (Hymn. Orph. I). В образе Г. тесно переплетаются хтонически-демонические черты доолимпийского божества, связывающего два мира — живой и мёртвый. Она — мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене (Тheосr. II 11-14) и Артемиде, что уводит происхождение Г. в пределы Малой Азии. Г. можно считать ночным коррелятом Артемиды; она тоже охотница, которую сопровождает свора собак, но её охота — это мрачная, ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Г. близка Деметре — жизненной силе земли, Персефоне — олицетворению подземного мира, которую она помогает искать матери (Hymn. Hom. V 52-62). Римляне отождествляли Г. со своей богиней Тривией — «богиней трёх дорог». Изображение Г. помещалось на распутье или перекрестке дорог, где ей обычно приносили жертвы (Soph. frg. 492). Образ Г. совмещает мир героической мифологии и архаический демонизм (поставленный на службу человеку, но часто губящий классический героизм, переводя его в план прямой зависимости от тёмных сил).

А. А. Тахо-Годи

хххе́

Основные значения:

00-04-188-000.jpg

См. также:

Греческая мифология

Эмпуса

Иллюстрации
[править]

00-04-446-000.jpg

Литература
=
[править]

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии
[править]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: