Ганимед

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск
Зевс и Ганимед. Скульптурная группа, возможно акротерий, из Олимпии. Ок. 470 г. до н. э.
Корреджо. Похищение Ганимеда. 1531-1532 гг.

Мнеол. Ganymedes

Имя связано скорее не со страстью, а с чувством, возникающим в преддверии брака (ср. с Гименей). Однако от слова «Ганимед» произошло латинское «catamitus», которое перешло в английское «catamite» — «пассивный объект мужского гомосексуального влечения».

Пастух, сын царя Троса (Троя), именем которого названа легендарная Троя и нимфы Каллирои. Любимец и виночерпий Зевса. За необыкновенную красу свою был похищен богами на небо. Говорят также, что Зевс, возбуждённый исключительной красотой юноши, пожелал познать Ганимеда в своей постели и похитил его «чрез своего орла». Согласно Овидию, сам бог, одевшись орлиными перьями, унес юношу с троянских лугов на Олимп. Там он, помимо прочего, был сделан Зевсом своим виночерпием, присвоив должность Гебы, богини юности, обносившей амброзией пирующих богов до него. Она вскоре, будучи свободной от общественных обязанностей, выходит замуж за Геракла.

[Грейвс 29, с.83-86]
Гомер. Илиада ХХ.231-235;
Аполлодор III.12.2;
Вергилий. Энеида V.252 и cл.;
Овидий. Мет. Х.152-161

Тросу в уплату за потерянного сына Гермес подарил (от имени Зевса) золотую лозу, сработанную Гефестом, и двух прекрасных коней. Он убедил его, что отныне его сына минует смерть, невзгоды старости, и он будет всегда с улыбкой подносить Отцу Небес игристый нектар в золотой чаше. В промежутках же между пирами Ганимед развлекается игрой в кости с Эросом, который, впрочем, безбожно плутует при каждом броске.

Еврипид. Орест 1391 и схолии;
Гомер. Ил V.266;
Гомер.гимн к Афродите 202-217;
Аполлодор II.5.9;
Павсаний V. 24.1.

Это похищение, похоже, не первое в жизни юного красавца. Некоторые утверждают, что это Эос похитила Ганимеда и Титона, сыновей Троса или Ила. Когда Зевс отнимал у неё Ганимеда, она упросила громовержца даровать бессмертие остающемуся с ней возлюбленному Титону, забыв про вечную юность ... В рассказах о дениях Тантала упоминается также, что, будучи царем Пафлагонии в Лидии, он похитил у Ила Фригийца младшего брата Ганимеда и склонил его к сожительству. Как бы там ни было, появление Ганимеда стало оскорблением и для Гебы, и для её матери Геры — она до тех пор досаждала Зевсу, пока он не избавился от любимца, поместив его среди звезд в виде созвездия Водолея.

Аполлоний Родосский III.115 и схолии;
Вергилий. Энеида 1.32 и схолии;
Гигин. Мифы 224;
Вергилий. Георгики III.304.

Интерпретация мифа у Роберта Грейвса:

«Обязанности Ганимеда как виночерпия всех богов — а не только Зевса, как об этом сообщается в раннем изложении мифа, — а также пара коней, подаренных царю Тросу в качестве компенсации за его смерть, говорят о том, что произошло неправильное прочтение древнего изображения, на котором новый царь готовился к священному браку. В чаше Ганимеда содержался напиток, которым поминали его царственного предшественника, а руководивший церемонией жрец, которому Ганимед оказывает символическое сопротивление, был неверно воспринят как любвеобильный Зевс. Таким же образом ожидающая невеста превратилась в Эос благодаря мифографу, который знал сюжет, где Эос похищает Титона, сына Лаомедонта, поскольку Еврипид («Троянки» 822) называет Лаомедонта еще и отцом Ганимеда. С таким же успехом картина могла изображать брак Пелея с Фетидой, за которой боги наблюдают со своих двенадцати тронов; пара коней — это принадлежность ритуала, во время которого участник сначала переживает свою условную смерть, а затем возрождается в качестве царя (см. 81.4). Пресловутое похищение Ганимеда орлом объясняет одна из найденных в этрусском городе Пере чернофигурных ваз: орёл у бедра только что возведенного на трон царя по имени Зевс является олицетворением божественной природы царя, его ka, или второе «я», что сближает его с солнечным соколом, который слетает к фараону во время коронации. Однако традиционное упоминание о юности Ганимеда говорит в пользу того, что царь на таком изображении лишь заменяет настоящего царя — это интеррекс, правящий только в течение одного дня, как Фаэтон (см. 42.2), Загрей (см. 30.1), Хрисипп (см. 105.2) и другие. Поэтому орёл Зевса — это не только признак воцарения, но и птица, которая доставляет царя на Олимп». [Грейвс 29.1]

Античность[править]

Миф, переданный в несколько измененном виде Гомером, приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку казалось, что он давал религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. До этого времени сексуальные перверзии допускались только в крайних формах поклонения богине. Так, ради экстатического единства с Кибелой её жрецы подвергали себя оскоплению, носили женские одежды. Подобные крайности было узаконены жречеством храмов Великой богини в Тире, Джоппе, Иераполе и Иерусалиме вплоть до Вавилонского пленения.

Новая страсть ознаменовала собой победу патриархата. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины вполне могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно открылась область гомосексуального влечения . Платон, много писавший на тему гомоксесуальных отношений, использует миф о Ганимеде («Федр» 279 a-b), объясняя свои «сентиментальные чувства» по отношению к ученикам. При этом в других своих трудах (например, «Законы» I. 636 d) он клеймит однополую любовь как противную человеческой природе, а мифическую гомосексуальность Зевса, называет «злобной выдумкой критян».

Стефан Византийский [под словом Гарпагия], пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сделать из него напарника для своих ночных развлечений, «получив на это разрешение от Зевса». [3 Цар. 15, 12; 4 Цар. 23, 7]

Астрология[править]

Созвездие Водолей, происхождение которого связывают с Ганимедом, первоначально соотносилось с египетским богом истока Нила, «выливавшим» священную реку из своего сосуда. Поскольку Нил мало волновал греков, произошло замещение замещение воды на вино, а порождающего бога — на прислужника богов. [Пиндар. Фр. 110 Böckh = 282 Snell.]

Христианство[править]

Средневековый «Морализованный Овидий» превратил Ганимеда в прообраз Иоанна Евангелиста, орёл стал символизировать Христа. Ренессансные гуманисты превратили эту тему в аллегорию движения человеческой души к Богу.

Искусство[править]

Часто изображается в вазовой живописи и скульптуре поздней античности. Одет в плащ, часто во фригийской шапочке. Его сопровождают орёл или собаки. В искусстве эпохи Возрождения и более позднего времени обычно изображается схваченным орлом или сидящим у него на спине. Ганимед может нести небольшой винный кувшин — намек на его будущую небесную роль. Другая версия показывает прибытие Ганимеда на Олимп, где Геба. На заднем плане идет пир. Из скульптурных изображений Ганимеда известны: ватиканская статуя (по Леохару), — Ганимед, держащий пастушеский посох, уносится орлом Зевса на небо, — а также статуи Карстена и Торвальдсена.

мнм
[править]

Ганимед
греч. Ganymndns

В греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои (Hom. Il. XX 231). Иа-за своей необычайной красоты Г., когда он пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом (см. рис.), превратившимся в орла (или пославшим орла), и унесён на Олимп; там он исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар (Apollod. III 12, 2). За Г. Зевс подарил его отцу великолепных коней (Hom. Il. V 640) или золотую виноградную лозу работы Гефеста. Согласно одному из вариантов мифа (Ps.-Eratosth. 26), Г. был вознесён на небо в виде зодиакального созвездия Водолея. Миф о Г. содержит ряд напластований: древнейшее - оборотничество Зевса (более позднее - орёл как атрибут Зевса); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н.э., поздний мотив - метаморфоза Г. A. A. Тахо-Годи


Г. - один из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства. Особенно распространён был сюжет "похищение Ганимеда" (в роли похитителя изображался сам Зевс, позднее - орёл). Миф нашёл воплощение в пластике ("Ганимед" Леохара, терракотовые статуэтки и другие произведения мелкой пластики, рельефы саркофагов и др.) и вазописи. В европейском изобразительном искусстве миф воплощён во многих произведениях, в числе которых бронзовый рельеф Филарете на дверях собора св. Петра в Риме, рисунок Микеланджело, фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картина Корреджо (см. рис.), две скульптуры Б. Челлини, фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи, картины П. П. Рубенса и Рембрандта.

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Ганимед, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 1781 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 266 Словарь)]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: