Воскресение

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Смотри также: Явление Христа Матери / Мария Магдалина / Неверие Фомы / Путешествие в Еммаус / Ужин в Еммаусе / Всеобщее Воскресение мертвых (Страшный Суд) / Умирающий и воскресающий бог

Этимология

греч.
лат. Resurrectio

Символизируется

  • феникс,
  • лев,
  • павлин,
  • пеликан,
  • дерево,
  • змея,
  • розмарин,
  • мирт
  • самшит.

Воскресение Христа на третий день после его смерти и погребения — один из основных догматов христианского вероучения. Это возвращение Иисуса на землю.

Воскресение было именно возвращением Христа на землю. Это необходимо подчеркнуть, поскольку существовала одна трактовка этой темы — по своему характеру скорее религиозный образ, нежели повествовательный сюжет, — встречавшаяся в итальянском искусстве XIV—XV веков и — реже — на севере Европы в более поздний период, демонстрировавшая Христа парящим в воздухе, возможно, заключенным в мандорлу, — трактовка, более напоминающая Вознесение, нежели Воскресение. Эта сцена порой включает в себя не только обычные фигуры воинов, охраняющих гроб, но и последующий приход св. жен, а также ангела, сидящего на гробе и обращающегося к ним со словами.

Евангелия предают неоднократные предсказания Христом своей насильственной смерти и Воскресение «в третий день (Напр., Матф. 16, 21; 17, 23; 20, 19.)». Этот срок символически соотнесен с ветхозаветным прототипом — пребыванием Ионы в утробе морского чудища (Матф. 12, 40:

«как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи».).

Он определен в соответствии со счетом дней, принятым в древности, когда сколь угодно малая часть суток принималась за день. Фактически между смертью Христа и его Воскресением, как они изображены в Евангелиях, лежит меньше двух суток — примерно от 15 часов в пятницу до ночи с субботы на воскресенье. Согласно канонической версии, явления воскресшего Христа и его беседы с учениками продолжались 40 дней и завершились вознесением.


Канонические Евангелия упоминают:

  • зрелище пустой гробницы
  • явлениях воскресшего Христа своим последователям.

Пустую гробницу как вещественный знак Воскресения видят мироносицы (Женщины, пришедшие рано утром в воскресенье довершить дело погребения и помазать тело Христа по восточному обычаю благовонными и бальзамирующими веществами. (Мф 28, 1-8; Мк. 16, 18; Лк. 24, l-II).), а затем к пустой гробнице являются и входят в нее апостол Петр и «другой ученик» (Иоанн Богослов) (Ио. 20, 2-10). Описаны:

  • сложенный в ней саваном (Ио. 20, 5-7),
  • отваленный камень с сидящим на нем юношей (ангелом) в белой одежде (Мк. 16, 5),
  • один (Матф. 28, 2) или два ангела (Лк. 24, 4), ясными словами говорящие о Воскресении.

Явления воскресшего Христа отличаются чудесными особенностями:

  • они телесны (Христос ест, апостол Фома ощупывает на теле Христа рану от копья),
  • телесность эта уже не подчинена физическим законам
  • Христос входит сквозь запертые двери,
  • мгновенно появляется
  • мгновенно исчезает и т. д.).
  • он перестал быть непосредственно узнаваемым для самых близких людей:
  • Мария Магдалина принимает его за садовника (Ио. 20, 15),
  • ученики на пути в Эммаус (Пройдя долгую часть пути в беседе с ним. Узнанный он сейчас же становится невидимым) узнают его, когда у них «открываются глаза», (Лк. 24, 13-31);

Не все поверили в телесное Воскресение Христа (Матф. 28, 17, ср. рассказ о неверии Фомы, Ио. 20, 25).

В течение ряда столетий Церковь избегала изображать этот сюжет (За несколькими исключениями, он не известен вплоть до Джотто): само событие (то есть оживание тела Христа и его выход из заваленной камнем гробницы) нигде в канонических Евангелиях не описывается (по этой же причине оно не изображается в византийской и древнерусской иконографии). Только в апокрифическом «Евангелии Петра» имеются наглядные картины самого Воскресения.

За отсутствием свидетелей в момент его возвращения, доказательство того, что оно произошло находится в последующих явлениях Христа ученикам. По этой причине явления воскресшего Христа — важнейшие темы религиозного искусства.

В циклах Страстей Святые жены у гроба или «Noli me tangere», реже другие явления Христа, служат заменой собственно Воскресения.

Доминирующий тип позднего средневековья, воспринятый Ренессансом, представляет Спасителя со знаменем Воскресения, твердо стоящего во весь рост на земле или в открытом саркофаге, либоили выходящим из него.

Тридентский собор, требовавший возврата к точности Священного Писания, осудил изображения как открытого гроба, так и в рост стоящей в нем фигуры. Со второй половины XVI века становится более обычным видеть Христа стоящим перед закрытым гробом.

Матфей, единственный из апостолов, упоминает об отряде, воинов, которых Пилат назначил охранять гроб. Эта фраза, видимо, была введена евангелистом, чтобы опровергнуть обвинение, сделанное иудеями, будто ученики, тайно забрали тело. Воины обычно лежат по сторонам гроба — они либо спят, либо пробуждаются от сна, прикрывая глаза от ослепляющего света ауры, окружающей фигуру Христа. В итальянской живописи, когда сюжет трактуется в качестве религиозного образа, воины могут иногда заменяться святыми или четырьмя евангелистами.

По преданию, не имеющему опоры в евангельском тексте, но разделяемому православной и католической традицией, Христос по воскресении раньше всех явился деве Марии.

В одном новозаветном тексте упоминается явление Христа по воскресении «более нежели пятистам братии в одно время» (1 Кор. 15, 6).

Православная иконография знала наряду с мотивом сошествия во ад (Настолько тесно связанным с темой Воскресения, что византийские и древнерусские изображения сошествия во ад воспринимаются как иконы Воскресения) мотив мироносиц перед пустым гробом. Католический мотив победоносного явления Христа над попираемым гробовым камнем перешел в позднюю культовую живопись православия.

Существуют связи сюжета христианского Возрождения с аналогичными религиозно-мифологическими представлениями других религий.

Библиография[править]

  • Косидовский 3., Сказания евангелистов, пер. с польск., М., 1977, с. 220-30;
  • Campenhausen H. von, Der Ablauf der Osterereignisse und das Leere Grab, Hdlb., 1952;
  • Conzelmann H., Kunneth W., Auferstehung Christi, в кн.: Die Religion in Geschichte und Gegenwart, Bd 1, Tublngen, 1957.


черновое[править]

В Евангелиях не описывается само Воскресение Христа из мертвых, но эта сцена нашла широкое отражение в искусстве. Здесь Христос облачен в белые или золотистые одежды, иногда у него в руках хоругвь Воскресения. Солдаты, стерегущие могилу, пребывают в глубоком сне. Порой на этих изображениях присутствуют ангелы. Св. Матфей рассказывает о солдатах, поставленных охранять могилу, и о том, почему они заснули (Мф. 27:62 и далее; 28:11 и-далее). Евангелисты расходятся во мнениях о том, кто первым обнаружил, что Христос воскрес. Св. Матфей утверждает, что Мария Магдалина и Мария, мать Иакова, пришли рано утром к месту захоронения, и ангел сказал им, что Христос восстал из могилы. Св. Марк говорит, что с этими двумя женщинами была еще некая Саломия, и когда они подошли к месту захоронения, то обнаружили, что камень отвален в сторону. Войдя в гробницу, они встретили ангела, который сказал им, что Христос воскрес. Лука в этой связи упоминает двух Марий и нескольких других женщин. Иоанн же утверждает, что именно Мария Магдалина пришла рано утром на могилу и была изумлена, обнаружив, что камень, закрывающий могилу, отодвинут. Она поспешила к Петру и Иоанну, дабы сообщить им о том, что тела Христа нет в могиле. Оба ученика помчались к могиле и убедились, что она действительно пуста. Все удалились, за исключением Марии Магдалины, которая оставалась рыдать у пустой могилы. В конце концов, она, наклонившись, увидела там двух ангелов, облаченных в белые одежды. Один из них сидел, где было изголовье Христа, а другой — где были Его ноги. Затем Мария вдруг увидела самого Христа, который стоял возле нее. Однако она не узнала его, пока он не произнес ее имя.

МНМ
[править]

Воскресение Иисуса Христа
греч. Anastasis
лат. Resurreсtio

В христианских религиозно-мифологических представлениях возвращение Иисуса Христа к жизни после его смерти на кресте и погребения (см. рис.). Евангелия рассказывают, что Христос неоднократно предсказывал свою насильственную смерть и В. «в третий день» (напр., Матф. 16, 21; 17, 23; 20, 19). Этот срок, символически соотнесённый с ветхозаветным прототипом — трёхдневным пребыванием Ионы в утробе морского чудища (Матф. 12, 40: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»), назван в соответствии со счётом дней, принятым в древности, когда сколь угодно малая часть суток принималась за день (хотя фактически между смертью Христа и его В., как они изображены в Евангелиях, лежит меньше двух суток — примерно от 15 часов в пятницу до ночи с субботы на воскресенье). Само событие В. как таковое, т. e. оживание тела Христа и его выход из заваленной камнем гробницы, нигде в канонических Евангелиях не описывается, поскольку предполагается, что никто из людей не был его свидетелем (по этой же причине оно не изображается в византийской и древнерусской иконографии). Только в апокрифическом «Евангелии Петра» имеются наглядные картины самого В. Канонические Евангелия сообщают лишь: во-первых, о зрелище пустой гробницы со сложенным в ней саваном (Ио. 20, 5-7) и отваленным камнем, на котором сидит юноша, облечённый в белую одежду (Мк. 16, 5), то есть один из ангелов (Матф. 28, 2), или два ангела (Лук. 24, 4), ясными словами говорящие о В.; и во-вторых, о явлениях воскресшего Христа своим последователям. Пустую гробницу как вещественный знак В. видят мироносицы, то есть женщины, пришедшие рано утром в воскресенье довершить дело погребения и помазать тело Христа по восточному обычаю благовонными и бальзамирующими веществами (Матф. 28, 1-8; Мк. 16, 1-8; Лук. 24, 1-II).

Затем к пустой гробнице являются и входят в неё апостол Пётр и «другой ученик» (Иоанн Богослов) (Ио. 20, 2-10). Явления воскресшего Христа отличаются чудесными особенностями. Они телесны (Христос ест с учениками, апостол Фома пальцем ощупывает на теле Христа рану от копья), но телесность эта уже не подчинена физическим законам (Христос входит сквозь запертые двери, мгновенно появляется и мгновенно исчезает и т. д.). Он перестал быть непосредственно узнаваемым для самых близких людей: Мария Магдалина сначала принимает его за садовника (Ио. 20, 15), ученики, которым он явился на пути в Эммаус, пройдя с ним долгую часть пути и проведя время в беседе с ним, вдруг узнают его, когда у них «открываются глаза», причём он сейчас же становится невидимым (Лук. 24, 13-31); но не все поверили в телесное В. Христа (Матф. 28, 17, ср. рассказ о неверии Фомы, Ио. 20, 25). По преданию, не имеющему опоры в евангельском тексте, но разделяемому православной и католической традицией, Христос по воскресении раньше всех явился деве Марии. Согласно канонической версии, явления воскресшего Христа и его беседы с учениками продолжались 40 дней и завершились вознесением. В одном новозаветном тексте упоминается явление Христа по воскресении «более нежели пятистам братий в одно время» (1 Кор. 15, 6).

Православная иконография В. знала наряду с мотивом сошествия во ад (настолько тесно связанным с темой В., что византийские и древнерусские изображения сошествия во ад воспринимаются как иконы В.) мотив мироносиц перед пустым гробом (см. рис.). Мотив победоносного явления Христа над попираемым гробовым камнем, с белой хоругвью, имеющей на себе красный крест, сложился в католическом искусстве позднего средневековья и перешёл в позднюю культовую живопись православия.

О связи сюжета христианского В. с аналогичными религиозно-мифологическими представлениями см. в ст. Умирающий и воскресающий бог.

Лит.: Косидовский З., Сказания евангелистов, пер. с польск., М., 1977, с. 220-30; Campenhausеn H. von, Der Ablauf der Osterereignisse und das Leere Grab, Hdlb., 1952; Conzelmann H., Kьnneth W., Auferstehung Christi, в кн.: Die Relнgion in Geschichte und Gegenwart, Bd 1, Tьbingen, 1957.

С. С. Аверинцев


Эль Греко. Воскресение Христово. 1584—1594 гг. Альтдорфер Альбрехт. Воскресение Христа Распятие, Воскресение Христово и Вознесение Пресвятой Богородицы (роспись в алтаре) Carl H. Bloch, Pala della Resurrezione, XIX sec. Carl H. Bloch, Resurrezione, XIX sec. Carl H. Bloch, Resurrezione, XIX sec. Carl H. Bloch, Resurrezione, 1881 г. Albrecht Altdorfer, La Resurrezione di Cristo, 1516 circa, Kunsthistorisches Museum, Vienna Andrea del Castagno, Resurrezione di Cristo, 1447, Sant'Apollonia, Firenze Beato Angelico, Resurrezione di Cristo e le donne al sepolcro, 1440-41, Convento di S. Marco, Firenze Giovanni Bellini, Resurrezione di Cristo, 1475-79, Staatliche Museen, Berlino Dieric Bouts il Vecchio, Resurrezione di Cristo, 1450-60, Norton Simon Museum of Art, Pasadena El Greco, Resurrezione di Cristo, 1577-79, Chiesa di Santo Domingo el Antiguo, Toledo El Greco, Resurrezione di Cristo, 1577-79, Chiesa di Santo Domingo el Antiguo, Toledo El Greco, Resurrezione di Cristo, 1600-05, Museo del Prado, Madrid El Greco, Resurrezione di Cristo, 1600-05, Museo del Prado, Madrid Matthias Grьnewald, Dittico della Annunciazione e Resurrezione di Cristo, 1515 circa, Musйe d'Unterlinden, Colmar Matthias Grьnewald, Dittico della Annunciazione e Resurrezione di Cristo, 1515 circa, Musйe d'Unterlinden, Colmar Matthias Grьnewald, Dittico della Annunciazione e Resurrezione di Cristo, 1515 circa, Musйe d'Unterlinden, Colmar Hans Memling, Altare della Passione, particolare della Resurrezione di Cristo, 1491, Museum fьr Kunst-und Kulturgedichte, Lubecca Terry Watkins, La Resurrezione di Cristo Hans Memling, Resurrezione di Cristo, Museum of Fine Arts, Budapest Peter Paul Rubens, Resurrezione di Cristo, 1612, O.-L. Vrouwekathedraal, Antwerp Peter Paul Rubens, Resurrezione di Cristo Karl Brullov, Cristo risorto, 1840, cattedrale, Mosca Anthony Van Dyck, Resurrezione di Cristo 00-04-717-000.jpg Ary Scheffer, Cristo consolatore, 1837 circa, Amsterdams Historisch Museum, Amsterdam 00-04-719-000.jpg Agnolo Bronzino, Resurrezione, 1550 Scuola coloniale spagnola, Resurrezione, 1750 circa Fray Juan Bautista Maнno, Resurrezione, XVI sec., Museo del Prado, Madrid Paolo Veronese, Resurrezione di Cristo, 1570 circa, Staatliche Museen, Dresda Harmensz Rembrandt van Rijn, Resurrezione di Cristo, 1635-39, Bayerische Staatsgemдldesammlungen, Alte Pinakothek, Monaco 00-04-725-000.jpg Bartolomй Estebбn Murillo, Resurrezione di Cristo, 1655 circa, Museo della Real Academia de Bellas Artes de San Fernando, Madrid Marco d'Oggiono, Resurrezione di Cristo con i SS. Leonardo e Lucia, 1491-94, Staatliche Museen, Berlino Passignano, Resurrezione, 1600-25, Pinacoteca, Vaticano Tintoretto, La Resurrezione, 1578-81, Scuola Grande di San Rocco, Venezia Pietro Perugino, La Resurrezione, 1499-1510, Palazzo apostolico, Vaticano Pietro Perugino, La Resurrezione, 1499-1510, Palazzo apostolico, Vaticano Tiziano Vecellio, La Resurrezione, 1542-44, Palazzo Ducale, Urbino Discepolo anonimo di Federico Zuccari, La Resurrezione del Signore, XVI sec., Museo del Prado, Madrid Tiziano Vecellio, Polittico della Resurrezione di Cristo, 1520-22, Chiesa dei Santi Nazaro e Celso, Brescia Tiziano Vecellio, Polittico della Resurrezione di Cristo, 1520-22, Chiesa dei Santi Nazaro e Celso, Brescia Tiziano Vecellio, Polittico della Resurrezione di Cristo, 1520-22, Chiesa dei Santi Nazaro e Celso, Brescia Tiziano Vecellio, Polittico della Resurrezione di Cristo, 1520-22, Chiesa dei Santi Nazaro e Celso, Brescia Piero della Francesca, Resurrezione, 1463 circa, Pinacoteca Comunale, San Sepolcro


Bartolomeo Schedoni, Le due Marie al sepolcro, 1613, Galleria Nazionale, Parma Benjamin Gerritsz Cuyp, L'Angelo del signore apre la Tomba di Cristo, 1640 circa, Museum of Fine Arts, Budapest William Holman Hunt, The Risen Christ with the Two Marys in the Garden of Joseph of Arimathea, 1847, Londra Gustave Dorй, L'Angelo annuncia la resurrezione di Cristo William Adolphe Bouguereau, Donne al sepolcro 00-04-740-000.jpg Sir Edward Coley Burne-Jones, La mattina della Resurrezione, 1882 Henry Ossawa Tanner, I due discepoli al sepolcro, 1906 circa, Art Institute, Chicago Eugиne Burnand, Pietro e Giovanni corrono al sepolcro, 1898, Musйe d'Orsay, Parigi Eugиne Burnand, Pietro e Giovanni corrono al sepolcro, 1898, Musйe d'Orsay, Parigi Eugиne Burnand, Pietro e Giovanni corrono al sepolcro, 1898, Musйe d'Orsay, Parigi Adam Elsheimer, Le Marie al sepolcro, 1603, Landesmuseum, Bonn Giovanni Francesco Romanelli, SS. Pietro e Giovanni al sepolcro di Cristo, 1640 circa, Los Angeles County Museum of Art, Los Angeles Peter von Cornelius, Le Sante donne (le tre Marie) al sepolcro, 1822, Neue Pinakothek, Monaco Arthur Hughes, Egli и risorto: il primo giorno di Pasqua, 1893-96, William Morris Gallery, Walthamstow

Jacopo Tintoretto, Cristo risorgente, 1555 circa Richard Tassel, Resurrezione di Cristo, XVII sec., Collegiale di Notre-Dame, Beaune Annibale Carracci, Le Sante donne al sepolcro, Hermitage, San Pietroburgo


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: