Вол

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск
Артсен Питер. Поклонение пастухов
---

Осел / Бык / Корова

► ассоциируется с быком – солнечное начало и плодовитость

как кастрированный бык становится лунным символом:

тьма и ночь (Благодаря его связи с луной ), противоположность солнечных быка и льва (керл-50);

и благополучие и жертвоприношение;

жертва, страдания, терпение и труд, тяжелая работа, служение;

врожденная миролюбивая физическая сила;

космические силы (в широком смысле символ (керл-40);

в настоящее время отождествляется с тупой силой;


Прирученная (кастрированная) противоположность дикого быка, главное вьючное и тягловое животное в древнем обществе. Повсеместно — позитивный символ. Белый вол запрещен в пищу в некоторых культурах.

Христианство

Вместе с ослом почти неизменно присутствует в сценах Рождества Христова, согласно упоминанию о них в Евангелие псевдо-Матфея (VIII (?) в.). Они могут стоять на коленях перед Младенцем. В живописи эпохи Возрождения служил олицетворением еврейского народа, а осел - язычников. Как аллюзия на Рождество вол может сопровождать осла, на котором едет Дева Мария в Бегстве в Египет.

Слова Исайи (1:3) «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ мой не разумеет» воспринимались как пророчество непрятия иудеями Христа как Мессии.

В писаниях ранних отцов (первоотцов) Церкви - символ Христа, его бремени, истинная жерта (альтернатива агнцу). Как жертвенное животное появляется сцене Очищения Храма.

Олицетворение тех, кто терпеливо несет свое бремя, безропотно трудясь на благо других.

Крылатый вол атрибут Св. Луки Евангелиста (и духовенства вообще): он больше всего останавливался на моментах, касающихся искупления Христом грехов человечества и его божественной миссии священника.

Атрибут Свв. Фомы Аквинского (Эпитет «глухой вол» применил Альберт Великий к своему грузному, но необыкновенно одаренному студенту Фоме Аквинскому (1225—1274): «Однажды этот глухой вол потрясет мир своим мычанием». ),

Люцции (которая была привязана к волам),

Сильвестра,

Венделина,

Бландины,

Джульетты,

Леонарда, покровителя скота,

Медарда,

Корнелия (По преданию, прибыл на запряженной волами колеснице в Бретань и превратил своих преследователей в ряды каменных глыб (менгиров).) (Св. Корнелиуса),

Волы, которые тянут колесницу со святыней (телом святого) только до определенного места (места паломничества), исполняя божественный замысел, фигурируют во многих легендах.

Волы значатся как символы ночи на капителях романских колонн. Иногда его скульптурные изображения поддерживают крестильные купели.

«Где нет волов, там ясли пусты...» (Притч 14:4).

Эмблематика

Волы тянут плуг Цинцината,

Вол и осел впряжены в плуг Улисса.

Черные волы запряжены в колесницу Смерти (триумф),

Волы, на которых едут воины, - это крупный рогатый скот Гелиоса - Улисс;

Уводимые прочь Гераклом - волы Гериона, которые могут лежать неподалеку мертвыми.

Атрибут: персонифицированных Терпения,

Лени.

Смерти в её повозку запряжены черные волы

Ночи.

В Hortus Deliciarum ("Саду наслаждений") Геррада Ландсбергского волы влекут лунную колесницу, что подчеркивает бесполость этого животного (14).

На средневековых эмблемах - частый символ терпения, покорности и духа самопожертвования (20).

Очень часто изображается лишь голова вола, с одним из следующих знаков между рогов:

корона,

змея, обвившаяся вокруг палки,

чаша,

круг,

крест,

цветок лилии,

полумесяц

готическая буква "R" (от Regeneratio - "возрождение") (4).

Бёклер (1688), исходя из прозаических соображений хвалит вола, «потому что он - благодетельное животное и его можно использовать не только для полевых работ и других дел, но и употреблять в пищу; в итоге нет ничего у вола, чего нельзя было бы использовать».

Античность

В Греции и Риме - атрибута земледелия, закладывания основ (В том же качестве, посредством переноса, рассматривалось и ярмо ) и жертвоприношения.

Белых волов приносили в жертву Зевсу (Юпитеру), черных — Плутону.

Римские полководцы-триумфаторы приносили белых волов в жертву Юпитеру Капитолийскому (8).

Даосизм

Даосский и буддийский атрибут мудрецов.

Дикая животная природа, опасная при отсутствии дисциплины, но полезная своей мощью, когда укрощена и подчиняется человеческому разуму.

Эта символика используется в даосских и чань-буддистских «картинах десяти пасущихся быков или волов», на которых животное сначала изображается целиком черным, затем, по мере приручения, постепенно становится белым и, наконец, исчезает совершенно, что символизирует преодоление природной обусловленности.

Китай

Занимает место быка в символике весны, плодовитости и земледелия.

Второе из двенадцати животных «земных ветвей».

Белый вол – эмблема умозрительного образования, созерцательная мудрость (буддизм).

Считалось безнравственным употреблять в пищу мясо помощника в пахоте.

Иллюстрации • Евангелист Лука. Фрагмент древнеирландского Евангелия.

Жертвенный вол как символ Св. Луки, акцентировавшего жертвенный аспект в жизни Христа. [dkes]


/ Иллюминированый манускрипт / Ирландия / -- / -- / © / [dkes с.хх]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: