Верба

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Описание
[править]

верба, ива, ракита
—————————


Народная поэзия отмечает два свойства дерева: особенный шум, и что оно стоит над водой.


Основные символы
[править]

 — весть, неожиданность — шум вербы;
 — печаль — верба высаживалась на могилах;
 — национальное дерево Украины — вместе с калиной, иногда также и с тополем.



Salix Carpea L.

Ссылки:
[править]

Дерево
Ива
Ракита

————
Верба в геральдике

Древний Восток
[править]

Как-то богиня Инанна, прогуливаясь по берегу реки, увидела огромную иву и залюбовалась ею. Вдруг разразилась буря, и могучие волны вот-вот могли вырвать дерево и унести его в океан. Сжалилась богиня над деревом, перенесла его в прекрасный город Урук и посадила в своем храмовом саду.

Античность
[править]

В Древней Греции ива посвящалась женским божествам.

Европа
[править]

В средневековой Европе ива считалась деревом певцов и поэтов, ибо она дарит красноречие.

Балтия
[править]

В Литве крестьяне, молясь на вербы, просили деревья дать им детей.

Славяне
[править]

В народной культуре символ быстрого роста, умножения, иногда плодородия.

Жители сербского Баната в Юрьев день опоясывали вербой детей и слегка били их вербовыми ветками, «чтобы они росли, как верба».
Первые остриженные волосы у маленького ребенка (особенно у девочки) клали на вербу, чтобы волосы росли быстро и косы у нее были длинными.
Болгары вербовыми ветками опоясывали в Юрьев день котлы для первого доения овец, чтобы выросли удои.
Поляки сплетенным из вербовых веток бичом погоняли коров, чтобы те давали больше молока.
Украинцы ставили стволы вербы в прорубь, которую вырубали во льду на Крещение во время водосвятия, а затем приносили эти вербы домой и клали в голубятни, чтобы у них водились голуби.
Словаки Закарпатья клали кусочки вербы на тесто, приготовленное для пасхальных хлебов, чтобы эти хлебы росли в печи так же быстро, как растет верба.
Восточные славяне, стегая друг друга вербовыми ветками в Вербное воскресенье, среди прочего, желали: «Будь здоров, как вода, расти, как верба».

Верба, обычно растущая вблизи рек, озер и прудов, широко использовалась в обрядах вызывания дождя.

Так, например, южнославянские додолы зачастую были украшены с ног до головы именно вербовыми ветками, из вербы же делали венки для додолы, а также букетики, которыми они кропили людей и скот во время обходов дворов.
Русские примечали: когда верба «плачет» (то есть стоит, склонив ветви вниз), обязательно пойдет дождь.

Вместе с тем верба имела отношение и к разного рода демонам.

Белорусы, к примеру, считали, что с Крещения до Вербного воскресенья черт пребывает именно в вербе, а в Вербное воскресенье, когда священник в церкви освящает вербовые ветки, черт вынужден покинуть дерево и переселиться в воду или на другие деревья или злаки.
Белорусы Витебской губ. именно поэтому остерегались пить воду, зачерпнутую под вербой сразу после Вербного воскресенья, поскольку в ней много чертей, которые могут через питье попасть внутрь человека (ср. Болезнь).
Словаки верили, что на вербе обитает водяной; болгары — что на ней живут самодивы.
При этом белорусы и поляки полагали, что черти предпочитают старые, дуплистые вербы., ср. выражение: «Влюбился, как черт в сухую вербу».[1]

В народной медицине болезнь человека символически «переносили» на дерево, в том числе и на вербу.

У сербов больной лихорадкой шел к вербе, прихватив с собой печеную головку чеснока, вешал чеснок на вербу и произносил формулу невозможного: «Когда эта головка прорастет, тогда меня схватит лихорадка!»
Поляки, чтобы избавиться от лихорадки, опоясывали больного соломенным перевяслом, а потом обвязывали им вербу, полагая, что если верба высохнет, то болезнь покинет человека.

Широкую известность получили апотропеические и лечебные свойства вербовых веток, освященных в Вербное воскресенье:

• из них делали крестики, с помощью которых позже кропили поля освященной на Пасху водой;
• их втыкали во все хозяйственные постройки и в стены и окна дома, полагая, что они оберегают дом от грозы и всякого зла;
• клали в посевное зерно, а после жатвы — подкладывали в амбарах под мешки с зерном;
• втыкали летом в поля и посевы, чтобы уберечь их от града и нечистой силы;
• при грозе сжигали веточки в печи, полагая, что этот дым разгонит тучи;
• окуривали дымом от сожженной ветки больных;
• давали такую веточку в руки умирающему вместо свечи;
• помещали их в гроб;
• выгоняли ими первый раз весной скот на пастбище;
• хранили в доме за иконами;
• принеся из церкви, клали в воду: если они распускались к Пасхе, это предвещало счастье, а девушкам — близкое замужество;
• терли распустившимися почками вербы больные глаза и т. п.

На Украине известны легенды, песни, пословицы и другие фольклорные тексты, прямо соотносящие вербу с «верхним миром» и областью сакрального, с небом, солнцем, храмом, ср. загадку: «Стоит верба посредине села, распустила ветки на весь свет» (с отгадкой «солнце»),

В этиологических легендах рассказывается о том, как Богородица прокляла вербу, в том числе за то, что из вербы были сделаны гвозди, которыми Христос был прибит к кресту, поэтому верба. не дает плодов, под ней нет тени, изнутри она трухлява и т. д.

—————————
• По некоторым поверьям, из вербы можно сделать флейту, игра на которой поднимает из могил мёртвых. (???)

У русских считалось:

• ива охраняет от злых духов, бед и несчастных случаев.
• если посадить в землю принесенную из церкви освященную вербу и семь утренних зорь, поливать её водой, то посадившему дереву будут счастье и удача во всяком деле удача, пока такая верба не будет срублена.

На Украине:

• Символ Прадедовой жизни. (???)
• Условное дерево военного совета запорожцев. (???)
• Вербой обсаживали дороги, ставки, криницы и копанки (для стирки белья) для очистки — чтобы вода была «пригожа та здорова»; и защиты её от злых сил.
• Вербу старались вырастить на огороде: примется дерево — дети будут здоровы, девушка выйдет замуж, а хлопец женится.
В кiнцi греблi шумлять верби,
Що я насадила…
Нема того козаченька,
Що я полюбила…

См. также:
Славянская мифология ————


Юрьев день
Вербное воскресенье
Додола
Болезнь
Водяной
Самодивы
Бузина
Осина

Китай
[править]

Олицетворение женской красоты, весны, мягкости, податливости.

Япония
[править]

Дерево печали, слабости, нежности, девичьего изящества, спокойствия, потребности в постоянстве и соединении.

Изящные тонкие ветки вызывают у них эстетические чувства. Все грациозное и изящное японцы сравнивают с ветвями плакучей ивы. Известный японский поэт Еса Бусон посвятил иве свое знаменитое тpехстишие:

Ива опала,
Ручей иссох,
Голые камни…
Еса Бусон. Пер. Пpонников, Ладанов, 1983 г.

Ad vocem
[править]

Цитаты:

• «журливе дерево нацiональної скоробти» — Т. Г. Шевченко


Пословицы и поговорки:

• Спасово дерево;
• почет вербе на свете больше всех;
• верба, что немец: куда ни ткни, тут и примется;
• без вербы — не весна;
• с вербой и зиме не сладить;
• верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед;
• без верби i калини нема України.


Ad notanda
[править]

Степан Разин, закрывая на Дону церкви, наказал венчаться под вербой.

В 1961 г. на Украине, в память 100-летия со дня смерти Т. Г. Шевченко, были взяты и посажены во многих городах и селах Украины черенки от знаменитой вербы, которую поэт посадил в 1850 г. на полуострове Мангышлак (Новопетровское военное укрепление, ныне Форт Шевченко, Казахстан).

Библиография
[править]

 — SMES — Агапкина Т. А., Верба // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002

Примечания и комментарии
[править]

  1. Ср. также Бузина, Осина.

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: