Венера, богиня

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Вене́ра — лат. Venus, род. п. Veneris

В римской мифологии богиня садов, имя её употреблялось как синоним плодов[1]. По некоторым предположениям, первоначально персонификация абстрактного понятия «милость богов» — venia. С распространением предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Aфродитой, став не только богиней красоты и любви, но и прародительницей потомков Энея и покровительницей римлян. Большое влияние на распространение культа Венеры в Риме оказал знаменитый сицилийский храм Венеры на горе Эриксе, откуда былo заимствовано почитание этой богини как Венеры Эруцины. Особую популярность Венера приобрела в I в. до н. э., когда ее покровительством пользовались:

  • Сулла, считавший, что Венера приносит ему счастье (отсюда её эпитет Felix), и сам принявший прозвище Эпафродит;
  • Помпей, посвятивший ей храм как Победительнице;
  • Цезарь (в особенности), считавший её прародительницей Юлиев (Venus Genetrix).

Другие её эпитеты: «милостивая», «очищающая», «конная», «лысая» (по преданию, в память самоотверженности римлянок, отдавших во время войны с галлами свои волосы для изготовления канатов[2] и др.

У писателей Венера — прежде всего богиня любовной страсти, мать Амура. С распространением восточных культов Венера стала отождествляться с другими богинями — Исидой, Астартой. Известное распространение получил культ Венеры и Адониса — её погибающего и воскресающего любовника[3].

В астрологии большую роль играла планета, названная именем Венеры, определявшаяся как «милостивое ночное светило, муж или женщина»[4].


Обращение к Венере-Любви в поэме "О природе вещей" Тита Лукреция Кара иллюстрирует силу женских чар богини любви. Привлеченные красотой богини, за своей повелительницей следуют неисчислимые стада зверей.

Птицы небесные, силой твоею сраженные, в песнях
Славят, богиня, тебя и веленья любви исполняют.
Звери рыщут по пастбищам тучным, быстрые реки
Вплавь переходят, идут за тобой неотступно и страстно
Всюду, куда ты их манишь, лаская своей красотою.
Всюду, богиня, в морях, на горах, в реках быстротечных,
В густолиственных птичьих приютах, на поле зеленом
Ты всем вселяешь любовь, её чарами всех увлекаешь
И заставляешь всех страстно свой род продолжать размножаясь"

(Лукреций. О природе вещей. 1. 11-21).

Тему продолжает Апулей в сочинении, посвященном любовной магии: "Венера, богиня двойная, и каждая из сих близниц правит над особыми и различными любовями и любовниками. Одна Венера - всепригодная, распаляется она любовью, свойственной черни, не только в людские души, но также и в звериные и в скотские вселяет она похоть и с неодолимою силою властно гонит к соитию содрогающиеся тела покорных тварей. А другая Венера - небесная - владеет наизнатнейшею любовью и печется лишь о людях, да и то о немногих" (Апулей. Апология, или о магии. 12).

00-00-000-000.jpg

См. также:

Римская мифология
Афродита
Венера, планета

Эней
Амур
Исида
Астарта
Адонис

Литература
[править]

  • Штаерман E. M. Одноимённая статья в MNME
  • Schilling R., La rйligion rоmaine de Vйnus, P., 1954 < MNME

Примечания и комментарии
[править]

  1. Напр., у драматурга III в. Невия, Corp. Gloss. lat. V 521, 565
  2. Serv. Verg. Aen. I 720
  3. Ovid. Met. X 479 сл.
  4. Macrob. Sat. III 8, 3

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: