Маруты

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Ваюбала»)
Перейти к: навигация, поиск


Ма́руты — др.-инд. Marъt
Рудры, рудрии

В ведийской и индуистской мифологии божества бури, ветра, грома и молнии. В «Ригведе» к ним обращено 33 гимна. Маруты составляют целую группу божеств, их трижды семь, трижды шестьдесят, или всего семь: Ваювега, Ваюбала, Ваюга, Ваюмандала, Ваюджвала, Ваюретас и Ваючакра, разные виды ветров. Среди них нет старших и младших, они одинаковы, как близнецы, единодушны.

Маруты — братья. Их отец — Рудра, отчего они называются иногда рудрами или рудриями; их мать — Пришни, они рождены коровой, доят вымя Пришни. Вместе с тем они сыновья Адити[1], родились из молнии[2] или даже сами возникли из себя[3].

Маруты изображаются

  • прекрасными юношами, они огненны, могучи, на них сверкающие одежды;
  • их оружие — золотые топоры, копья-молнии, луки и стрелы, дубинки, ножи;
  • они мчатся на колесницах, запряжённых антилопами или лошадьми, по воздуху, по небу, через горы и деревья, от подземного царства до небесного.

Тогда они ужасны, дики, полны гнева. Когда маруты мчатся, раскалываются скалы и горы, гнутся деревья, сотрясаются крепости, ревёт небо, земля дрожит от страха, делается темно. Маруты изливают дождь (иногда фигурально: пот, жир, мёд, молоко), подымают шум, вызывают гром и молнии, ветер, образуют туманы, заставляют течь водные потоки, громко поют (ср. связь их с певцами). У марутов просят лечебных средств, дождя, богатств, скота, славы, освобождения, а также пощады от убийства.

Толпа марутов обычно сопровождает Индру, особенно на битву. Маруты — воины; но непосредственного участия в убийстве демонов не принимают, хотя и помогают Индре[4]. Они искусны в колдовстве, творят чудеса. Марутов сравнивают с солнцем, огнём, молнией, ветром, небом, водными потоками, горой, птицами, лебедями, соколом, антилопой, быком, буйволом, телятами, лошадьми, детьми, днями и т. п.

Кроме связей с Рудрой и Индрой, маруты входят в микромотивы с Парджаньей, Ваю, Сомой, Тритой, Вишну, Ушанасом, Парушни и др. В мифах маруты играют вспомогательную роль[5]. Иногда маруты покидают Индру в бою или даже вступают с ним в конфликт. Так, на основании «Ригведы», «Тайттирия-брахманы» и «Катха-упанишады»[6] восстанавливается следующий сюжет:

  • певец-риши Агастья посвятил жертву марутам, но она была присвоена Индрой;
  • маруты возмутились и выступили против Индры;
  • вмешательство Агастьи привело к примирению сторон.

В «Рамаяне» Индра разбивает молнией нерождённого сына Дити на 49 кусков и превращает их в марутов (сходный сюжет известен и в пуранах).

Объяснения имени марутов различны. Одни исходят из сочетания *mar-ut-/vat-, «веющий с моря», другие сопоставляют марутов с италийским богом Марсом: лат. Mars, Mart-, Mavort-, оскск. Mamert (Marut- из *Mavrt-) и со слав. мифологическими существами типа Ma(r)murienda и др., третьи — с др.-инд. mбrуа, «юноша», и т. п.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Ведийская мифология
Индуистская мифология
Ветер

Близнецы
Рудра
Пришни
Адити
Индра
Парджанья
Ваю
Сома
Трита
Вишну
Ушанас
Парушни
Вритра
Вала
Равана
Агастья
Дити

Буря
Гром
Молния
Туман
Колесница, повозка
Антилопа
Пот
Жир
Мёд
Молоко
Солнце
Огонь
Небо
Поток
Гора
Птицы
Лебедь
Сокол
Бык
Буйвол
Конь
День
Ребёнок

Литература
[править]

  • Топоров B. H. Одноимённая статья в MNME

Dumйzil G., L’hйritage indo-europйen а Rome, P., 1949, p. 62; его же, Vishu et les Maruts а travers rйforme zoroastriennй, «Journal Asiatique», 1953, 241. < MNME

Примечания
[править]

  1. PB X 77,2
  2. РВ I 23, 12
  3. РВ I 168, 2
  4. РВ VIII 7, 23-24
  5. Ср. эпизоды, связанные с битвами Индры против Вритры, Валы, Раваны и др.
  6. РВ I 170; Тайт.-бр. II 7, 11, 1; Катха-уп. I 139, 13

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: