Вакх

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск
Бурдон Себастьян. Вакх и Церера с нимфами и сатирами

Синонимы Дионис / Вакх / Бахус Бахус, лат. - древнеримский вариант бога Диониса, Греки называли его Вакх.

МНМ[править]

Вакх < греч. Bakxos
Бахус < лат. Bacchus

одно из имен Диониса.

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Вакх, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 1414 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 211 Словарь)]


Общее[править]

Популярный бог вина, первоначально бог плодородия, являвшийся в облике быка или козла, обряды поклонения которому сопровождались безумными оргиями, когда животное раздиралось на куски и его мясо съедалось сырым, что символизировало съедание самого бога. В Греции этот культ был, по-видимому, особенно притягателен для женщин. Менада или вакханка (женщина, почитавшая Бахуса в ее типичном одеянии, ниспадающем мягкими складками, непременным тамбурином, всем обликом своим выражающая покинутость, - образ этот впервые стал известен нам по изображениям на чаше для питья, относящейся к V в.до н.э. Сам Бахус изображается в виде обнаженного юноши с венком из листьев и гроздей винограда на голове, держащего ТИРС—жезл, увенчанный сосновой шишкой (древним символом плодородия) и иногда увитый плющом (также священным для Бахуса). Он часто пьяный. Его триумфальную колесницу мотут везти ТИГРЫ, ЛЕОПАРДЫ или КОЗЛЫ (первые двое животных отражают, вероятно, распространение его культа в Азии), реже КЕНТАВРЫ или ЛОШАДИ. Бахуса сопровождали не только менады, но также некоторые малые божества, связанные, как и он сам, с поклонением козлу, которые сохранили некоторые свои характерные особенности, такие как расщепленные (козлиные) копыта и козлиную физиономию, - САТИР, СИЛЕН и, реже, ПАН. Они играют на дудках, аккомпанируя пению и танцам вакхического ритуала. Манипуляция змеями также составляла часть ритуалов, э??? сатиры яередко изображались со змеями, обвивающими их тела. (В этой связи См.т.ж. САТИР.) Для гуманистов итальянского Возрождения страстный дух Бахуса представлялся чем-то противоположным умеренной ясности разума, персонифицируемой Аполлоном.

Миф о Дионисе, прошедшем через страдания и возрождение, напоминает историю Иисуса, изрекшего: "Я есмь истинная виноградная лоза", в полном соответствии с теми многочисленными традициями, где воплощением бога служила лоза.

Сок растений повсеместно ассоциировался с неиссякаемыми запасами и потоком семени, с ежегодной смертью и возрождением растительного мира, со стремлением к божественному свету. Дионисийский культ винограда в Древней Греции - наиболее значимые выражения этих целей.

Дионис имеет женские черты.

Дети бога и смертной женщины, или же богини и смертного (Геракл, Дионис, Ахилл, Диоскуры, Эней, Елена и др.), герои являлись объектом поклонения в Греции

В Греции восемь посвящалось Дионису, восьмому месяцу года.

Когда древние германцы повествовали о диком охотнике и бешеных вепрях, когда классические греческие мифы рассказывают об оргиях Диониса, мы также вспоминаем об Индре, который скачет на белом коне с борзой Сарамейей у стремени.

По Блаватской, андрогинизм - свойство древних богов: Осириса, Зевса, Диониса. Согласно Блаватской,

Аарра - "в древнеарабской мифологии бог - покровитель города Босра. Бог плодородия и растительности, В эллинистический период отождествлялся с Дионисом. "

В безумии танца Диониса (Вакха) есть символ эмоционального хаоса.

Дионис Адское божество и символ раскованного свободного желания, или душевного подъема, вдохновения и раскрепощения чувств (15).

Полагают, что Дионис был фригийского происхождения. "Дио" по-фригийски означает "Зевс", "инос" - "юноша", то есть "сын Зевса".

Бог вина и всех растений. плодородия и растительности Дионис был также богом деревьев.

Как рассказывает миф, именно Дионис научил человека виноделию. Сначала это был несброженный сок дикого винограда. Он тоже вызывал опьянение, но отнюдь не такое сильное, какое вызывают наши сегодняшние вина. Дикое вино использовании во время религиозных церемонии, чтобы достигнуть единения земного человека и бога, которому он поклонялся.

Вакханки, жрицы Диониса, увешивали себя дрессированными змеями, что напоминает нам о практиковавшемся в Индии мистическом культе змеи и об огненной змее кундалини.

В народе большей частью называемый "Бахус", превратился из античного бога опьяняющего экстаза в символ и отличительную фигуру в погребках и гостиницах вместе с "богом пива" Гамбринусом, у которого нет античных прообразов.

Согласно мифу, Вакх (или Дионис) был сыном Зевса, творцом виноградной лозы и избавителем от забот и печалей, который со своей свитой, состоящей из сатиров, силенов и менад (неистовствующих в экстазе женщин), путешествовал по странам. Его атрибутами были листья винограда и лоза, а также увитый плющом и виноградными листьями посох (тирс), рядом с ним изображались жертвенные животные: козлы и быки.

Мифы о его смерти в образе Загрея и его возрождении ставят его в ряд умирающих и воскресающих богов.

Имя Дионис встречается в форме "ди-во-но-со-йо" уже на глиняных дощечках критомикенского "линейного письма Б" в доклассическое время.

Форма имени "Бакхос", от которого образовано латинское имя Бахус, происходит, по-видимому, из Лидии (Малая Азия).

Основные сюжеты и легенды. Рождение Диониса Апологет Афинагор Афинянин, критикуя античную мифологию о Кроносе," ... затем как он совокупился со своей дочерью Персефоной, изнасиловав ее в виде змея: от нее у него и родился сын Дионис. [...] И что святого или достойного в этих сказках, чтобы мы поверили, что Кронос, Зевс, Кора и прочие суть боги?"36. Эти мифы достойны внимания потому, что в них излагаются сценарии космических браков, ... Именно от Зевса, обернувшегося змеем, она родила Диониса-Загрея. В поэме Нонна Панополитанского "Деяния Диониса" эта ситуация выглядит так: "О Персефона - дева, не можешь ты брака избегнуть: / Замуж тебя выдают - и справляешь ты свадьбу с драконом, / Ибо, лицо изменив, сам Зевс, в переменах искусный, / Мужем проник, извиваясь как змей по любовному следу. / В самые недра девичьей пещеры, окутанной мраком" (Нонн Панополитанский. VI. 155-159).

Природу небесных богов, которая превосходит все человеческие силы, символизирует миф о греческой царевне Семеле, в котором отец богов Зевс выступает в роли мужчины-молнии ("зачатие"). "Когда Зевс пообещал выполнить любое ее желание, она попросила его, чтобы он пришел к ней со сватами, как он приходил к Гере. Зевс не мог взять свое слово обратно и прибыл в ее покои на колеснице с зарницами и ударами грома и метнул молнию. Испуганная Сумела потеряла сознание; она родила через шесть месяцев ребенка, которого Зевс выхватил из (разожженного им) огня и зашил в свое бедро" (Библиотека Аполлодора, 26 и след.); ребенком был бог веселья (опьянения) Дионис, которого Зевс, опасаясь своей ревнивой супруги Геры, превратил в козленка.

Греческие мифы о Дионисе приписывали первое из двух его рождений удару молнии Зевса.

Также Дионис Загрей олицетворяет "Великого охотника" и покровительствует ненасытному разгулу страстей (15).

Здесь же и основа многочисленных мистерий, культов Диониса, Аттиса, Адониса, Осириса. Согласно Фрейзеру, это общее выражение религиозной магии превращения природы, которое заключается в смерти и приходящего ей на смену воскресения.

О его рождении существует много легенд. По наиболее известной, Зевс обольстил Семелу. Когда ревнивая супруга узнала, что Семела беременна, она приняла облик повивальной бабки и уговорила Семелу попросить Зевса, чтобы тот явился перед ней в своем истинном облике. Зевс долго отнекивался, по в конце концов посетил Семелу в виде молнии, и огонь сжег несчастную влюбленную. Зевс спас нерожденного ребенка из чрева матери и взял его с собой. Гермес принес ребенка к нимфам, они и вырастили Вакха, наряжая его в девичьи платья. Воспитание Диониса как девочки (кстати, так же воспитывался и Ахилл) напоминает принятый на Крите обычаи воспитывать мальчиков до наступления половой зрелости в темноте, то есть в женских покоях. Природу небесных богов, которая превосходит все человеческие силы, символизирует миф о греческой царевне Семеле, в котором отец богов Зевс выступает в роли мужчины-молнии ("зачатие"). "Когда Зевс пообещал выполнить любое ее желание, она попросила его, чтобы он пришел к ней со сватами, как он приходил к Гере. Зевс не мог взять свое слово обратно и прибыл в ее покои на колеснице с зарницами и ударами грома и метнул молнию. Испуганная Сумела потеряла сознание; она родила через шесть месяцев ребенка, которого Зевс выхватил из (разожженного им) огня и зашил в свое бедро" (Библиотека Аполлодора, 26 и след.); ребенком был бог веселья (опьянения) Дионис, которого Зевс, опасаясь своей ревнивой супруги Геры, превратил в козленка. См. Вакх.


По другой версии, титаны схватили по приказу Геры новорожденного, разорвали его на куски и сварили в котле. В месте, куда капала его кровь, начали расти гранатовые деревья. Бабушка Рея собрала все части ребенка и снова соединила их. Гранатовое дерево было также деревом Т(Ф)аммуза и Адониса. Таким образом, культ Диониса, равно как и Фаммуза и Адониса, был культом умирающего и воскресающего бога и, следовательно, одним из культов, из которых впоследствии развилось христианство.

1. Рождение Бахуса [Мет.,3:310-312]. Бахус был рожден от бедра своего отца Юпитера. Он был вшит в него Меркурием после того, как его мать Семела была испепелена молнией Юпитера, будучи на шестом месяце беременности. Меркурий передал родившегося младенца нимфам, жившим в гроте на горе Ниса, чтобы они заботились о нем. Меркурий изображается с Бахусом, которого он убаюкивает, держа на одной руке; в другой: у него кадуцей. Или по-другому: нимфа только что получила младенца и пристально и с обожанием его разглядывает. Они могут лежать в заводи в гроте. В тенистом месте крупными гроздьями растет виноград. В небе летает орел Юпитера, или сам Юпитер лежит на своем ложе высоко в облаках.

Кормление Диониса Афамант и Ино растили двух сыновей, да еще взяли на воспитание маленького Диониса, сына покойной сестры Ино Семелы и Зевса. Ревнивая жена Зевса Гера не простила Ино этого поступка, она решила наказать супругов: наслала на Афаманта безумие, и он убил своего сына Леарха, а Ино, спасаясь от преследований мужа, вместе с другим сыном Меликертом бросилась в море.

За то, что А. воспитывал в своем доме Диониса, переданного Ино после смерти ее сестры Семелы (Apollod. Ill 4, 2-3), ревнивая Гера наслала на А. безумие, в припадке которого тот убил своего сына Леарха; Ино с Меликертом бросилась в море (Ovid. Met. IV 416-542).

2. Обучение (или кормление) Бахуса [Мет. 3:314-315]. Среди других, кто помогал его растить, были сатиры, менады и силены. Бахус изображается упитанным мальчуганом с вьющимися волосами, которому сатир подает вино из меха или из рога изобилия.


Легенда об Аметисте Аметис, одна из нимф-спутниц Артемиды, очаровала Диониса, но отвергла его любовь. От преследований нимфу спасла богиня-девственница, превратившая Аметис в холодный и блестящий кристалл цвета весенней фиалки. Поэтому считается, что аметист воплощает, помимо внешней красоты, еще и внутреннюю, строгость нравов и благочестие. Иная трактовка изложена во французской поэзии. Вакх, обиженный пренебрежением к своим страданиям, мстительно заявил, что первый встреченный им человек будет брошен на растерзание тиграм. Парка захотела сделать этой жертвой красивую и чистую девушку по имени Аметист, которая стояла на ее пути к служению в храм Дианы. Перед лицом свирепых зверей девушка стала молить богов, которые, спасая от злой участи, превратили её в чистый белый камень. Раскаявшись в своей жестокости, Вакх пролил виноградный сок на окаменевшее тело девушки, подарив камню прекрасный цвет, очаровывающий и поныне взгляд владельца. Агава Агава, греч. - дочь Кадма и Гармонии, сестра Семелы, Ино и Автонои, мать Пенфея. Агава не верила, что Семела родила Диониса от бессмертного бога Зевса, и считала ребенка обычным человеком. Когда Дионис вырос и стал требовать поклонения себе, Агава вместе с сыном Пенфеем, который стал к этому времени царем Фив, не воздавали почестей Дионису; более того, Пенфей даже мешал другим чествовать бога. Тогда Дионис наслал безумие на фиванских женщин, в том числе и на Агаву. Фиванцы побросали свои дома и семьи, отправились на гору Киферон и там среди лесов и скал плясали, пели оргиастические песни, а Пенфей, переодетый в женское платье и тоже обезумевший, наблюдал за ними, спрятавшись в кустах. Агава и ее сестры первыми наткнулись на Пенфея, им показалось, что это дикий зверь прячется в зарослях; они накинулись на него и разорвали на куски. "в греческой мифологии дочь Кадма и Гармонии, мать Пенфея. Когда фиванские женщины, охваченные вакхическим экстазом, справляли празднество в честь Диониса на лесистых склонах горы Ки-ферон, А. оказалась в числе их предводительниц и в состоянии исступления одной из первых набросилась на схваченного вакханками и принятого ими за львенка Пенфея, которого они разорвали на части. Насадив оторванную голову сына на тирс (остроконечная палка, увитая плющом), А. с ликованием возвратилась в Фивы и испытала ужасное потрясение, когда наступило отрезвление. Сцена возвращения А. с головой Пенфея, изображенная Еврипидом в трагедии "Вакханки", пользовалась большой популярностью у античных зрителей. "

Юность Диониса, Дельфины Согласно легенде, бог винотрадарства и виноделия Дионис превратил пиратов в дельфинов.

Дионис (Бахус) превращал пьяных и нечестивых моряков в дельфинов и сам превращался в дельфина, чтобы доставить критских пилигримов в свое святилище в Дельфах.

О юности Диониса рассказывают такую историю; его украли пираты, моряки судна, которое, должно было доставить Диониса в Наксос. Они хотели получить выкуп, так как не сомневались, что это ребенок из богатой семьи. Несмотря на сильный бриз, судно вдруг остановилось. Раздались звуки флейты, мачты обвили виноградные лозы и плющ, а весла превратились в змей. Матросы пришли в ужас, когда на палубе появились львы, пантеры и медведи, и в страхе попрыгали в воду, где и превратились в дельфинов. Гера все еще никак не могла утолить свою жажду мести и наслала на Диониса безумие. Потеряв рассудок, он скитается по Египту, Сирии, другим странам Ближнего Востока, пока не попадает во Фригию, где его исцеляет богиня Кибела. Восточные одежды и многочисленные восточные обряды, которые он перенял от нее, он ввел потом в Греции. Дионис много путешествовал и побывал даже на берегах Ганга. После того как Дионис учредил свой культ до берегов Индийского океана, он вызволил свою мать из Тартара, поднялся на небеса и стал жить на Олимпе. 3. Моряки, превращенные в дельфинов [гомеровский гимн Дионису; Мет. 3:597-691; Картины, 1:19]. Бахус, похищенный пиратами, отомстил им за себя, заставив плющ обвить их весла и снасти, а виноград подняться на мачту. Вслед за тем на борту появляются призраки диких зверей, и моряки в ужасе покидают корабль, прыгая в море, где тут же превращаются в дельфинов.

Ариадна и триумф Диониса Ариадна пробуждается, видит, что Тесей ее бросил, и горько плачет и корит себя за то, что покинула свой род и поверила Тессю. В это время появляется Дионис в сопровождении сатиров и менад и овладевает расстроенной и покинутой Ариадной.

В минойской культуре Ариадна занимала довольно высокое место, ведь ее имя означает "святая", "чистая" - имена, которые присваивали правительнице подземного царства. В прекрасном стихотворении Ницше "Жалоба Ариадны" она свою боль и свои муки доводит до того, что она готова открыться чувственной любви, вот тогда и появляется Дионис и берет ее в супруги. Освобождение Ариадны приходит с Дионисом, который берет ее себе в жены. В связи с этим любопытно отметить, что у Минотавра есть еще и другое имя - Астерий; поклонники Минотавра чтили его как звезду. В то же время Астерий - имя, которое во время мистерий выкрикивают, желая вызвать Диониса как мальчика и дитя. В Дионисе Ариадна вновь находит своего брата, находит утраченную связь с родом. Это совершенно отчетливо видно на одной известной фреске в римской галерее. Здесь бог встречается со своей невестой, не земной женщиной, а возникающей откуда-то Персефоной или Афродитой. Она спит, но она не покинута. Богиня принимает приближающегося к ней бога с сопровождающей, сидя на скале. Она протягивает Дионису чашу, которую Дионис наполняет вином.

Ариадна - дочь критского царя Миноса и Пазифаи. Когда Тезей решился убить минотавра, которому афиняне, по требованию отца А., посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девиц и, таким образом, избавить отечество от чудовища, он получил от любившей его А. клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал минотавр. Совершив геройский подвиг, Тезей бежал с А. на остр. Наксос, где, по одному сказанию, А. была убита стрелами Дианы, по другому - покинута Тезеем и найдена Дионисием, который на ней женился. После ее смерти Дионисий сделался бессмертным богом и поместил ее корону среди созвездий. Во многих произведениях искусства изображен момент отчаяния А., покинутой Тезеем на остр. Наксосе, затем изображается спящая А. и появление Дионисия; чаще же всего встречается изображение А. на колеснице, окруженной вакханками. Известное произведение Даннекера во Франкфурте на М. изображает А. на пантере.

Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти А. в Афины, покинул ее, когда она спала (Hyg. Fab. 42). Бог Дионис, влюбленный в А., похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак (Apollod. epit. I 9). Когда боги справляли свадьбу А. и Диониса, то А. была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Им Дионис еще раньше обольстил А. на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из темного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесен Дионисом на небо в виде созвездия (Ps.-Eratosth. 5).

Миф об А. был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чем свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: "А., вручающая Тесею нить", "спящая А.", "Тесен, покидающий А.", "Дионис, обнаруживающий спящую А.", "шествие Диониса и А."). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: "боги вручают А. звездный венец" и "триумф Диониса и А." (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иордане и др.), в 18 в. - сюжет "покинутая А." (картина А. Кауфман и др.).

На обратном пути команда остановилась на острове Наксос. Усталые мореплаватели заснули. Тесею приснился сон: бог Дионис призывает его покинуть Ариадну, он сам хочет взять ее в жены" Нельзя не повиноваться богу, и Тесей, проснувшись, всходит на корабль, оставив на берегу спящую Ариадну" На заре просыпается дочь Миноса и сразу понимает, что покинута. Отчаянье сменяют безразличие и тоска. Но вот в сумерках зажигаются огни, они приближаются, слышно пение в честь бога Гименея, ее имя повторяют вместе с именем Диониса, вот и он стоит в колеснице, весенний бог, и таинственно улыбается ей. "Забудь о нем, теперь ты моя невеста", - говорит Дионис. Его поцелуй заставляет Ариадну забыть все, что с ней раньше было. Она стала богиней и поселилась на Олимпе"

4. Бахус и Ариадна. Именно Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тесею, которого она любила, выбраться из лабиринта с помощью клубка ниток, но в результате он покинул ее спящей на острове Наксос [ТЕСЕИ, 2]. Здесь ей на помощь пришел Бахус. Изображения, относящиеся к античной эпохе, показывают Ариадну спящей, когда к ней является Бахус, как описал это Филострат [Картины, 1:15]. Но согласно Овидию [Мет, 8:176-182], она в этот момент сидела "слезно молящей", и художники Ренессанса и более позднего времени обычно изображают ее бодрствующей. Бахус взял ее венец, украшенный драгоценными камнями, и "до созвездий метнул", чтобы "славилась в небе она". Так она стала созвездием. Он легко утешил ее, и вскоре они поженились. Он спускается на землю или поднимает Ариадну вверх в колесницу. Бахус снимает корону с ее головы, или же она уже на небе (светящийся круг из звезд). Свита Бахуса может отправлять свои обряды: один сатир демонстрирует, как его обвивают змеи, другой размахивает телячьей ногой, в то время как сатир-малыш тащит за собой голову теленка (ср. Катулл, Кармина, 64) (Тициан, Национальная галерея, Лондон). Овидий [Фасты, 3:459-516] описывает, как Бахус сам покинул Ариадну, чтобы совершить свое путешествие на Восток. По этой версии их встреча является, следовательно, новым их соединением после его возвращения. Это согласуется с присутствием леопардов, которые часто везут его колесницу.

5. Триумф Бахуса (и Ариадны). Веселая процессия движется, обычно предводимая пьяным Силеном. Иногда он на осле, и другие гуляки поддерживают его с двух сторон, или же он на телеге, запряженной ослами. Среди радостной толпы сатиры и менады, играющие на дудках или сиринксах и бьющие в цимбалы. В воздухе парят путти, неся кувшины с вином и бокалы. Бахус, восседающий на своей повозке и держащий тирс, поднимает высоко вверх рог изобилия. Его может сопровождать Ариадна, порой на своей собственной колеснице (CM.ТРИУМФ). См.т.ж. АНДРИАНЫ; МИДАС; ВЕНЕРА (2).

Бахус взял ее венец, украшенный драгоценными камнями, и "до созвездий метнул", чтобы "славилась в небе она". Так она стала созвездием. Он легко утешил ее, и вскоре они поженились. Он спускается на землю или поднимает Ариадну вверх в колесницу. Бахус снимает корону с ее головы, или же она уже на небе (светящийся круг из звезд).

Воплощения, символы и атрибуты. Дионис мог являться в образах быка, льва или змеи - календарные эмблемы поделенного на три части года. Зимой он рождался как змея, весной он становился львом, а к летнему солнцестоянию его приносили в жертву и поедали как быка или козла. Фигуры козла или быка, изображение ребенка с рогами или короной из змей напоминают о духе леса и зерна из скандинавской мифологии.

Нередко его изображали как вертикально стоящий столб с маской вместо лица. Ему был посвящен зеленый цвет - символ роста и животворящей силы природы. Дионису, как и Деметре, приносили жертвы, чтобы он способствовал росту плодов на полях и в садах. Вино. В культе древнегреческого бога Диониса (в римской мифологии Бахуса) вино было символом экстатического союза с самим богом, а в орфических ритуалах оно приравнивалось к жертвенной крови.

Символ мудрости (in vino veritas). Гроздь винограда - атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие. Наиболее часто он ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Виноградная лоза символизирует также упоение, гостеприимство, оргии, кипящую, жизнью молодость.

Виноградная лоза. В греко-римской традиции это дерево преимущественно считается символом Диониса (Бахуса), а также посвяено Аполлону.

ВИНОГРАД Подобно более ранним сельскохозяйственным божествам Месопотамии, древнегреческий Дионис (в римской мифологии Бахус) ассоциировался с лозой и виноградом. Под влиянием орфизма его культ приобрел священное значение.

Связанный с пирами Бахуса и Силена и их свиты, виноград может также символизировать алчность и пьянство.

Вино служило символом божественного откровения, а виноградная лоза - символом бессмертия, к которому готовили посвященных обряды, предназначенные, в первую очередь, для возобновления плодородия почвы. Ведь обрел же бессмертие и возродился бог лозы Дионис, которого расчленили на куски и превратили его кровь в вино, что пьют вакханки и менады.

Вино и кровь - взаимозаменяемые символы во всех религиях, кроме зороастризма. В греческой мифологии вино преимущественно ассоциируется с Дионисом. Его способность опьянять рассматривалась как проявление присутствия божества.

В культе древнегреческого бога Диониса вино было символом экстатического союза с самим богом, а в орфических ритуалах оно приравнивалось к жертвенной крови. Христианство придало этому символизму новую поэтическую силу. Амбивалентный символ - как и сам бог Дионис. С одной стороны, вино, в особенности красное, символизирует кровь и жертвоприношение; с другой стороны, оно означает юность и вечную жизнь, - как то божественное опьянение души, воспетое греческими и персидскими поэтами, которое дает человеку возможность на один краткий миг находиться в состоянии бытия, обычно присущего богам (17). [КЕРЛОТ]

Виноградная лоза и вино тесно связаны с мифом о Дионисе, источнике жизни и боге вина, которое, как считалось, приводит своих почитателей в состояние божественного опьянения, сверхчеловеческого бытия и свидетельствует о несомненном присутствии в них божества.

Виноград. Венок из веток виноградной лозы - у Диониса.

Бык. На пространстве от Северной Европы до Индии бык был эмблемой божественного могущества, особенно связанной с богами луны, солнца, неба и ветра. В этом смысле стоит отметить скандинавских богов Тора и Фрейю; греческих Зевса (в римской мифологии Юпитера), Диониса (Бахуса),Посейдона (Нептуна); египетских Ра, Осириса, Пта (в образе священного быка), Сета; месопотамских Ила (с рогами быка) и Ваала; индийских Индру

Сексуальный символизм быка очень силен в греческой мифологии, что подтверждается оргийными обрядами с участием быков в честь Диониса,

У греков бык считался атрибутом Зевса, как небесного бога, а также Диониса, который изоб ражался с рогами, а иногда и с головой быка, когда олицетворял мужской принцип.

Сексуальный символизм быка очень силен в греческой мифологии, что подтверждается оргийными обрядами с участием быков в честь Диониса. Однако символизм, связывающий быка со смертью и возрождением, зародившись в культе Митры, распространился в позднее античное время весьма широко и отодвинул на второй план символизм сексуальный.

Тигр, пантера, рысь, леопард. У греков тигры могут служить заменой леопардам, влекущим колесницу Диониса (Вакха). В геральдике тигр или тигрица - символ ярости и силы. У индийцев символ кшатриев, касты правителей и воинов. Дурга-разрушительница ездит верхом на тигре, а Шива, как разрушитель, носит иногда тигриную шкуру. Хотя в Японии тигр известен только по мифам, он используется как символ мужества и является атрибутом воинов-героев. В шаманизме олицетворяет сверхчело- веческие силы; это посланец лесных богов, и верхом на нем могут ехать боги, бессмертные или изгоняющие злых духов.

Леопард. Животное, священное для Бахуса ("Картины", 1:19). Два леопарда иногда везут его колесницу (см. ТРИУМФ).

Атрибут Диониса и аналог тысячеокого Аргуса. (СС 4) Символ верности и доблести (СС-5). Аналог тигра и пантеры по выраженности агрессии и могущества, но без солярного значения. В качестве атрибута Диониса, леопард приравнивается к тысячеокому Аргусу (4). Он символ свирепости и доблести (5). Леопард, подобно тигру и пантере, выражает качества агрессивности и могущества льва без его солнечного значения.

Пантера как экзотическое животное Диониса (Бахуса), используемое им для верховой езды. Македонская мозаика. Пелла, ок. 300 г. до н. э

Тигр. В искусстве тигры порой везут колесницу Бахуса (Гораций, "Оды", кн. 3. 3; 13-15). иногда заменяли леопардов, запряженных в колесницу древнегреческого бога виноделия Диониса.

Леопард. Животное, священное для Бахуса ("Картины", 1:19). Два леопарда иногда везут его колесницу (см. ТРИУМФ).

Атрибут Диониса и аналог тысячеокого Аргуса. (СС 4) В качестве атрибута Диониса, леопард приравнивается к тысячеокому Аргусу (4).

(леопард, барс) - К сказочным элементам принадлежит сообщение, что пантера испытывает мучительную страсть к вину и употребляет человеческие экскременты, чтобы предохранить себя от отравления аконитом. этот зверь входил в свиту бога вина Диониса, богини любви Афродиты, волшебницы Цирцеи и малоазиатской Кибелы.

Наряду с пантерой и рысью тигр считался атрибутом бога опьянения Диониса; он имеет также сходные символические черты с богом ветра Зефиром и малоазийской богивея-матерью Кибелой.

В западном изобразительном искусстве тигры были большой редкостью - иногда заменяли леопардов, запряженных в колесницу древнегреческого бога виноделия Диониса.

Тирс. Тирс. Жезд, увенчанный сосновой шишкой, - атрибутБАХУСА и САТИРОВ, составляющих его свиту. Поклонение духу сосны было распространено в древности на Ближнем Востоке, и шишка стала символом плодородия. Она упоминается в качестве атрибута бога вина Филостратом Старшим ("Картины", 1:18 и 23).

Посох, обвитый лозой или плющом, или связанными в узел лентами, и увенчанный сосновой шишкой. Это фаллический символ, жизненная сила. Ассоциируется преимущественно с Доинисом (Вакхом), но иногда встречается также в Египте, Финикии и у евреев. жезл (посох), атрибут бога опьянения и экстаза Диониса (лат. Бахус). Он и его окружение носят тирс как скипетр, который увит усиками винограда и плющом и увенчан большой шишкой пинии. Принимая во внимание жизненную силу бога, его витальную природу, толкование тирса как фаллического символа вполне вероятно. Посох первоначально был стеблем дрока (шпильника), который в природе мог достигать высоты нескольких метров. По преданию, в этом прочном стебле когда-то Прометей пронес похищенный с Олимпа огонь в виде раскаленной искры и передал его людям.

Жезл греческого бога вина и винопития Диониса (в римской мифологии Вакха), а также его жрецов и почитателей - копьеобразный шест (первоначально из полого стебля укропа), увенчанный сосновой шишкой или гроздью винограда и увитый виноградной лозой или плющом . Символизирует оплодотворяющую, плодородную силу, как сексуальную, так и растительную. Шишка присутствует на тирсе, вероятно, по причине того, что к вину, которое пили во время вакханалий, примешивали забродившую сосновую смолу - считалось, что этот кокте йль усиливает сексуальные ощущения.

Посох, обвитый лозой или плющом, или связанными в узел лентами, и увенчанный сосновой шишкой. Это фаллический символ, жизненная сила. Ассоциируется преимущественно с Доинисом (Вакхом),

жезл (посох), атрибут бога опьянения и экстаза Диониса (лат. Бахус). Он и его окружение носят тирс как скипетр, который увит усиками винограда и плющом и увенчан большой шишкой пинии. Принимая во внимание жизненную силу бога, его витальную природу, толкование тирса как фаллического символа вполне вероятно. Посох первоначально был стеблем дрока (шпильника), который в природе мог достигать высоты нескольких метров.

ТИРС - символ плодородия, перенятый ими у БАХУСА. Будучи сами духами плодородия, они могут держать РОГ ИЗОБИЛИЯ или корзины с дарами природы.

Жезл греческого бога вина и винопития Диониса, а также его жрецов и почитателей - копьеобразный шест (первоначально из полого стебля укропа), увенчанный сосновой шишкой или гроздью винограда и увитый виноградной лозой или плющом . Символизирует оплодотворяющую, плодородную силу, как сексуальную, так и растительную. Шишка присутствует на тирсе, вероятно, по причине того, что к вину, которое пили во время вакханалий, примешивали забродившую сосновую смолу - считалось, что этот кокте йль усиливает сексуальные ощущения.

Тополь. Тополь был священным деревом Сабазия* и Зевса, но обычно нес траурный символизм. Сабазий - фригийское божество, которое в греческой мифологии отождествляется с Дионисом-Загреем, сыном Зевса-змея и Персефоны.

Топор. Двойной топор у греков - неиконическая форма символики Тенедоса Диониса. В шумеро-семитской культуре топор - эмблема Таммуза.

Шишка. шишка сосновая Фаллический знак. Означает плодородие, хорошее наследство. Является атрибутом Диониса и называется "сердцем Вакха". Эмблема Сабазия, Сераписа, Кибелы, Астарты в Вавилоне и Артемиды в Памфилии. Белый конус - эмблема Афродиты. Конические прически носили шумерские и египетские цари и священники. Бастий говорит, что сосновая шишка и ее вращающаяся верхушка имеют тот же самый символизм, что и вихрь или спиральное вращение, то есть великой производительной и творческой силой. .

СОСНА, СОСНОВАЯ ШИШКА например, в римских весенних обрядах в честь Кибе лы и Аттиса (чьим символом была сосна), что, вероятно, предшествовало весеннему празднику в честь Майского дерева. Сосна считалась также деревом Зевса (в римской мифологии Юпитера). Эмблемой бога Диониса (Бахуса) является тирс - жезл с наконечником из сосн овой шишки. Сама шишка считалась (фаллическим символом мужской плодовитости.

Благодаря своей форме, шишка сосны - одновременно огненный и фаллический символ, олицетворяющий мужскую творческую силу, плодовитость и удачу. Бастий отождествляет спиралевидно скрученную вершину сосновой шишки с вихрем или спиралью - великими творческими силами. Когда в Египте развился культ Сераписа, сосна стала его эмблемой. Эмблема Зевса. Шишка сосны как фаллический символ и символ плодородия была атрибутом Диониса и увенчивала его тирс. Кроме того, это эмблема Артемиды. Связана также с Митрой. Семитская традиция: шишка - символ жизни и плодовитости. Сама сосна посвящено Аттису Фригийскому и Кибеле, спутником которой он являлся. .

Ящик, сундук. Мистический ящик Диониса (Вакха) был сосудом с символическими предметами, из которого во время мистерий выскальзывала змея, его носили специальные жрецы, кистофоры. Вероятно, он был скорее коробом, чем деревянным ящиком.

Римская эмблема мистических религий. У древних греков и иудеев сундуки считались вместилищами тайн, открываемых немногим избранным посвященным, как, например, сундуки в обрядах в честь Диониса или Деметры.

Святки. Этот праздник умирающего бога, родившегося 25 декабря, который, подобно Таммузу, Аттису и Дионису, неиконически символизируется колодой, ритуально сжигаемой в конце старого года, олицетворяя смерть Зимы и возрождение силы Солнца. В других ритуалах умирающего бога применяется сосна Аттиса и Диониса. Плющ, обмотанный вокруг колоды, - это корона Диониса и "растение Осириса". На деревья Аттиса и Диониса вешали подарки как приношения богам.

Тамбурин. Символизируют два полушария земли, движение элементов. Использовались в оргиях наряду с барабаном и тамбурином, особенно в ритуалах Диониса (Вакха), в культах Кибелы и Аттиса. В последнем случае испытуемый ел с тамбурина и пил из цимбал. Атрибут Кибелы.

Бубен. Наряду с барабаном и цимбалами, бубен использовался для ритмического сопровождения экстатических танцев во время оргий. Менады, или вакханки, сопровождающие Диониса, всегда имели при себе бубны. В культе Кибелы-Аттиса посвящаемый пил из цимбалы и ел из бубна.

БУБЕН (ТАМБУРИН) Обычно ассоциируется с античными оргийными ритуалами в честь богов плодородия. Во время празднеств в честь греческого бога Диониса (в римской мифологии Бахуса) под звуки тамбуринов танцевали вакханки или менады. Во многих культурах - от Африки до Азии, а также в Центральной Америке - раскатистый звук тамбурина, напоминающий о громе и дожде, сделал этот небольшой барабан символом плодородия. В индийском искусстве бубен связывали с ритмами Космоса, если его держал Шива, и с войной, если его держала Индра.

Ударный инструмент, на котором играли женщины. Он является непременным участником ритуалов в честь бога Диониса в античной Греции. Потому спутницы Диониса - менады, как правило, изображаются бьющими в тамбурин.

Рога. Как весьма популярная тема в искусстве, рог изобилия представляет не только богов плодородия и виноделия, таких, как Деметра в Древней Греции или Церера в Древнем Риме, Дионис (Бахус), Приап

В греко-римской традиции с рогами часто изображается Дионис.

Роза. Другое подтверждение - существование поверья, что розы уменьшают опьяне ние и не допускают пьяную болтовню, - гирлянды из роз украшали праздники в честь Диониса (Бахуса).

Роза - эмблема Авроры, Гелиоса, Диониса и Муз.

В античности в ее символике на первый план выступал миф о смерти Адониса, возлюбленного Афродиты (Венеры), из крови которого, по преданию, произросли первые красные розы. Благодаря этому они стали символом побеждающей смерть любви и возрождения.

Участники празднеств в честь бога вина и веселья Диониса увенчивались розами, так как существовало поверье, что действие розы охлаждает жар вина и мешает пьяным выбалтывать тайны.

Роза ее считали одним из атрибутов древнегреческого бога Диониса, богини Гекаты и Муз.

Плуг. Атрибут богов и богинь земледелия, например, Деметры, Триптолема, Диониса.

Плющ. Плющ. Священный для БАХУСА в античности. Он может увивать гирляндами его чело или свисать с его ЖЕЗЛА. Он атрибут спутника Бахуса САТИРА. Будучи всегда зеленым, он символизирует бессмертие и может венчать череп в НАТЮРМОРТЕ. См.т.ж. ФЛОРА (2).

Бессмертие и упорство в жизни и в устремлениях. Из-за того что листья плюща охлаждали лицо, считалось, что он предотвращает опьянение - венки из плюща носили греческий бог Дионис (в римской мифологии Бахус) и его пьяная свита. Плющ также воплощал жизненную силу растений и был атрибутом воскресающих богов - Осириса в Египте, Диониса в Греции и Аттиса во Фригии. Плющ, обвитый вокруг жезла Диониса, символизирует защитное и женское рвение последователей его культа. В позднем христианском искусстве плющ был симв олом преданности, так же как и вечной жизни (что основано на том факте, что он продолжает расти на погибших деревьях). Увитые плющом черепа в натюрмортах - также символ бессмертия.

Священный для БАХУСА в античности. Он может увивать гирляндами его чело или свисать с его ЖЕЗЛА. Он атрибут спутника Бахуса САТИРА. Будучи всегда зеленым, он символизирует бессмертие и может венчать череп в НАТЮРМОРТЕ. См.т.ж. ФЛОРА (2).

Его приносили в дар своему богу Аттису фригийцы. Оскопленные жрецы носили одежду из листьев плюща (21). Считается символом женственности, обозначающим потребность в силе для своей защиты.

Как все вечнозеленые растения, плющ означает бессмертие и вечную жизнь. У египтян плющ - растение Озириса, означающее бессмертие. В греческой мифологии плющ посвящен Дионису, который коронован плющем, а его чаша является "чашей плюща". Его тирс обвит плющем, а одной из его эмблем является столб, обросший плющем. В семитской мифологии плющ посвящен фригийскому Аттису и означает бессмертие. Лист плюща имеет фаллическое значение, изображая мужскую троицу.

(бот. Hedera helix - плющ обыкновенный) - Тирс - жезл экстатического бога Диониса - был увит не только виноградной листвой, но и побегами плюща. Плющу приписывается воздействие отрезвляющее, побуждающее к глубоким размышлениям вследствие того, что крепость вина им как бы погашается. Живительная сила растения сделала его также символом скрытой жизненной радости, поэтому плющ украшает сатиров и силенов, играет роль в египетском культе воскресающего бога Осириса.

Бессмертие и упорство в жизни и в устремлениях. Из-за того что листья плюща охлаждали лицо, считалось, что он предотвращает опьянение - венки из плюща носили греческий бог Дионис (в римской мифологии Бахус) и его пьяная свита. Плющ также воплощал жизненную силу растений и был атрибутом воскресающих богов - Осириса в Египте, Диониса в Греции и Аттиса во Фригии. Плющ, обвитый вокруг жезла Диониса, символизирует защитное и женское рвение последователей его культа.

Осел. Осел. Обычно изображается как вьючное животное. Осел - животное бедноты, и потому часто изображается для того, чтобы подчеркнуть контраст с богатством. Репутация осла как животного глупого уходит корнями, вероятно, в фольклор Западной Европы. Колпак шута снабжен ослиными ушами. На осле едет толстый пьяный СИЛЕН (из свиты Бахуса), как и крестьянин Санчо Панса, "оруженосец" ДОН КИХОТА. На осле едет Дева Мария с Младенцем в БЕГСТВЕ В ЕГИПЕТ, Иосиф тем временем идет рядом; на осле едут: Христос (ВХОД В ИЕРУСАЛИМ); император Ираклий, лишенный при вступлении в тот же город своих одежд (КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ, ИСТОРИЯ К. Г.); ангел стоит на пути ВАЛААМОВОЙ ОСЛИЦЫ. Осел, стоящий на коленях перед потиром, является атрибутом АНТОНИЯ ПАДУАНСКОГО; в аллегория - ЛЕНИ и (вместе с мельничным жерновом) ПОСЛУШАНИЯ. См.т.ж. ВОЛ И ОСЕЛ; РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО; ПРИАП.

Ослиная голова рассматривалась как источник плодородия. У греков означает леность, праздность, безрассудную страсть. Посвящен Дионису и Тифону в качестве их грубого, животного аспекта. Посвящен также Приапу в качестве плодоносного начала и Кроносу (Сатурну). Иногда Силена изображают едущим на осле.

Змея. Манипулирование змеями составляло часть ритуалов в честь Бахуса, и таким образом змеи стали атрибутом его свиты - сатиров.

Змеиная корона Диониса украшает и голову Тлалока, и так же, как его греческий "коллега", Тлалок, если надо было спасаться, уходил на дно морское.

В одном из орфических гимнов богиня преисподней Геката названа "радующейся оленям" (////////); у Лукиана Геката именуется "змееногой"116. В орфическом воззрении, основанном на древнейшем слиянии териоморфических культов, между змеей и быком устанавливается мистическая связь: бык - солнечная, змий - хтоническая ипостась Диониса. Дионис выступает как бык в мире живых и как змий в подземном царстве117. Более древним является представление о змее-супруге. Известны критские изображения оргиастической богини или жрицы со змеями в руках118.

Лавр. Лавровым листьям приписывалась не только целительная сила, но и сила очищения от душевного осквернения. Лавр был также священным у бога экстаза Диониса (наряду с плющом), а в Древнем Риме - у Юпитера. Лавровые листья ритуально очищали от пролитой крови. Согласно преданию, лавровое дерево (единственное из всех посаженных человеком деревьев) никогда не поражалось молнией.

Маски. В античности в Средиземноморье маски были также средством отождествления со "сверхъестественным". Театральные маски, возможно, ведут происхождение от культовых масок бога вина Диониса.

Яблоня, яблоки. В греческой мифологии творцом яблони выступает Дионис, подаривший его Афродите, что дало повод к его эротической символизации. В античных мифах опьяневший бог Дионис создал яблоко, которое он подарил богине любви Афродите.

Яблоком Диониса была айва. В Греции символизирует плодородие, а также пищу новобрачных: "яблоко" Диониса, посвященное Венере.

Яйцо. бог плодородия и весеннего возрождения природы Дионис, изображавшийся с яйцом;

Фига. Фига. В грекоримской традиции ее плод посвящен Диониису (Вакху), Приапу, Юпитеру и Сильвану. Имеет фаллический смысл.

Древней Греции фига была фаллическим символом и атрибутом богов плодородия Приапа и Диониса. Плоды инжира и виноградные кисти в античности считались атрибутами бога хмельного упоения Диониса, а также соответственно фаллического бога Приапа, что вызывает эротические ассоциации.

Гранат. Растения или цветы, вырастающие из пролитой крови бога или героя, символизируют мистическое единство человека и растения и рождение жизни из смерти, течение жизни из одного состояния в другое.

В греко-римской традиции означает весну, омоложение, бессмертие, плодовитость и является эмблемой Геры-Юноны, Цереры и Персефоны, символизирующих периодическое возвращение на землю весны и плодородия. Гранат - растение, выросшее из крови Диониса.

Согласно верованиям древних греков, гранат произростает из крови Диониса, как анемоны - из крови Адониса, а фиалки - из крови Аттиса(21).

Плодородие, изобилие, великодушие, сексуальное искушение. Известный древним римлянам как "карфагенское яблоко", гранат являлся в основном символом плодородия, связанным с любовью, браком и многодетностью. Согласно поверью, гранат был наполнен кровью Диониса (весеннего бога плодородия).

Кнут. - эмблема Мената, Озириса,Аполлона, Диониса, Кибелы и Эриний.

Баран. В Древней Греции баран посвящался Зевсу-Сабазию как богу-овну и являлся символом плодородия и творящей силы; Дионису как богу плодородия; Пану как мендесский баран.

Бедро. Часто используется как символ фаллоса, откуда прослеживается связь с созидательной силой и воспроизведением. Из бедра Зевса появился Дионис.

Бобы. Из-за своего пучащего и якобы афродитического (возбуждающего половое влечение) действия бобы считались, прежде всего у священников, нечистыми, однако играли определенную роль у греков в мистериях Диониса и Аполлона.

Асфодил. В греко-римской традиции символизирует рай, острова Благословения, Елисейские поля. Эмблема Персефоны и Диониса.

Голуби. Голубь с оливковой ветвью является эмблемой Афины, как символ обновления жизни; посвящен Адонису и Вакху, как первенец любви, и Венере, как символ сладострастия.

также могут представлять души в античной иконографии и в индийской мифологии. Голубь часто предстает как христианская эмблема целомудрия, несмотря на более древние и очевидные ассоциации с вожделением. Он был спутником семитской богини любви Астарты, чей

образ слился затем с греческой Афродитой (в римской мифологии Венерой), а также Адониса, Диониса (Бахуса) и Эроса (Купидона). Голубиное воркование связывали как с сексом, так и с рождением детей. В Помпее были найдены изображения крылатых фаллосов с голубя ми. Пара голубей на протяжении многих лет считается символическим изображением сексуальной гармонии, может быть, поэтому голубка стала персонификацией внимательной и нежной жены. В Китае голубь является одним из многих символов долголетия, как и в Японии, где голубь с мечом считается также и эмблемой мира. Терминология международной политики, включающая "голубей" и "ястребов", хоть и является современной, основана на древних аналогиях..

12 Числа свыше десяти в символике большей частью толкуются как несчастливые: одиннадцать - "чертова дюжина", но двенадцать заслуживает большего внимания (число знаков зодиака, основа вавилонской шестидесятичной системы, число племен Израиля, число апостолов и т. д.). Двенадцать богов составляют с. 5 в. до н. э. пантеон (божественную семью) Греции: Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Арес, Афродита, Гермес, Афина, Гефест, Гестия. Гестия часто вытеснялась Дионисом (Бахусом).

ОЛЕНЬ годовалый Эмблема Вакханта и приверженца орфизма, который носит оленью шкуру и сандалии из оленьей кожи. Сопровождает Диану

Культ. Символика религиозной оргии состояла в уничтожении различия между человеческим состоянием (ограничением длительности жизни, моралью, социальными условиями, физической выносливостью) и божественным состоянием (вечным, ничем не ограниченным).

Созидание через разрушение. Четвертование было дикой формой жертвоприношения, в которой людей или животных разрывали, символизируя этим процесс разделения на составные части, который вел к полному обновлению - подобно жатве и сбору зерновых культур.

Символически кундалини изображают как огненную змею, которая в нормальном состоянии недвижно покоится в нижних участках тела. Нетрудно увидеть здесь сходство с фаллосом (лингой). Уместно отметить, что мистерии со змеей или фаллосом в изобилии встречались и в Древней Греции Дионис. Приверженцы Диониса тоже обвиты змеями, они несут жезл, на конце которого изображена сосновая шишка, сильно напоминающая фаллос.

В книге, вышедшей в 1960 году, Роберт фон Ранке-Гравес высказал предположение, что амброзия - таинственный элемент множества мистерий, связанных с Дионисом. При этом все участники культа должны были хранить в строжайшей тайне, что они принимали в пищу. Перед их взором открывались незабываемые видения, казалось, им открывается бессмертие. Предположение Ранке-Гравеса подтверждено теперь детальным исследованием культа Деметры, выполненным Хофманом и Уоссоном. Они полагают, что во время мистерии, связанных с Деметрой, использовали и спорынью, содержащую ЛСД.

Мужчины и женщины одевали на себя во время праздников Диониса звериные шкуры. Вакханалии проходили, как правило, по ночам на вершинах, гор. Сотрапезники упивались до того, что видели иногда бога в образе козла или быка. Празднества порой обращались в дикие безумства. Про менад рассказывают, что во время оргий они могли растерзать на куски животных и даже детей, порою своих собственных.

Самое главное оружие Диониса - сумасшествие, которое он мог насылать на противника.

Культы Диониса и фаллический связаны между собой и включали сельские праздники - Дионисии, очистительные церемонии, проводившиеся в начале января (в период зимнего солнцестояния) с целью восстановить плодородие почвы, облегчить брожение вина и защитить его от губительного действия злых духов.

Расчленение было предварительным условием для воскрешения убитого, так же как и для распускания цветка из его погибшего стебля (трупа). Плутарх сравнивает Озириса с греческим богом Дионисом, который в облике животного (в виде быка) назывался Загревсом и был разорван на части титанами. Символизирует смерть и возрождение при инициации, необходимость смерти индивидуальности перед реинтеграцией и возрождением, две взаимодополняющие стадии дезинтеграции и реинтеграции. Расчлененные, поверженные, раздробленные боги, такие как Озирис, Загреус и Дионис, олицетворяют множественность мира явлений в творении, окончательное восстановление изначального единства.

Культ Диониса предусматривает ритуалы мистического единения с богом, в состоянии религиозного экстаза. Почитатели Диониса воображали себя богоподобными. Если для героев Гомера смертных отделяла от богов непреодолимая дистанция, то культ Диониса позволял ее преодолеть.

Культ Диониса противоречил государственной религии греков - официальное мировоззрение централизованного государства ожесточенно боролось с этим богом природы с отчетливо выраженными эротическими и гермафродитными чертами. К тому же мистический культ жизни и растительности, который пришел в Элладу с Дионисом, представляют собой своего рода провокацию по отношению к пантеону греческих героев. Женщины, которым эти герои надоели до чертиков, толпами сбегались на праздники Диониса. Непризнанный официально, культ Диониса был способен на мстительные акты. Так, например, Пенфей, представитель антиэротической военной касты, который хотел запретить вакханалии, был растерзан вакханками, и Фивы распахнули ворота перед культом Диониса.

Дионис и Аполлон. В книге "Рождение трагедии из духа музыки" Ницше обратил внимание на полную противоположность Аполлона Дионису. Благодаря ему древние образы стали символами крайних взглядов на искусство и жизнь, полярных сил, соответственно влекущих человека либо к порядку, либо к хаосу. Другими словами (в соответствии с фрейдистским желанием смерти), - к существованию и вечной жизни, или к самоуничтожению. Ницше высказана идея, что искусство Диониса пытается убедить нас в вечной радости жизни: только мы должны искать эту радость не в явлениях, а за явлениями. Мы должны понять, что все, что возникает, должно быть готово к концу; мы вынуждены всматриваться в ужас индивидуального существования, и все же мы не должны застывать в этом страхе. Метафизическое утешение временами вырывает нас из устоявшегося механизма привычных форм образа жизни. Мы действительно на короткие мгновения бываем первобытными существами и испытываем необузданную жадность и радость бытия. Борьба, мучения, уничтожение существующего кажутся нам необходимыми при избытке многочисленных форм бытия, при избыточности плодотворной мировой воли, когда мы словно становимся одно с безмерной жадностью к бытию. Стоит нам поверить в извечность и неразрушаемость наших желаний в дионисийском смысле, как жизнь может обернуться к нам оборотной стороной медали. Сам Ницше видел идеал в достижении равновесия дионисийского и аполлоновского начал. В свое время, то есть во второй половине XIX века, он видел преобладание аполлоновского начала и пытался в противовес ему оживить незаслуженно подавленную и проклятую силу дионисийского начала. Пуританскую, развращенную и немощную государственную религию следовало вернуть к жизни посредством жизненной силы и веселья юного бога Диониса, олицетворяющего весну.

Таким образом, Аполлон вовсе не противоречил Дионису, как кажется Нищие, находившемуся под влиянием фарисейской греческой филологии XIX века, противопоставлявшей аполлоновское и дионисийское начала. Фракийский Аполлон жил также в полной гармонии с женскими божествами, олицетворявшими природу.

Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями его с Дионисом. После 7 в. до н. э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе (Paus. X 32, 7), сам Аполлон нередко почитался как Дионис (Himer. XXI 8), носил эпитеты Диониса - плющ и Бакхий (Aeschyl. frg. 341), участники празднества в честь А. украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах). Аполлон был воплощением классического греческого духа, олицетворением рационалистической, культивированной стороны человеческой природы. В этом смысле он - антипод Диониса (Бахуса), олицетворяющего более темную страстную сторону натуры человека. Противостояние богов можно усмотреть и в печальной истории сатира Марсия. Аполлон также имеет догреческие малоазийские корни, что подтверждается, например, его участием в Троянской войне как защитника троянцев. Надо отметить и особое почитание Аполлона в Троаде: Хриса, Килла, Тенедос и сама Троя (Ноm. II. V 446).

Зигерт предполагает, что в его культе "музыка, танец, предсказания и экстаз... объединились в инструментарий диагностики и терапии, которые мы назвали бы сегодня психосоматической терапией. Дионис, Орфей и Замолкс венчают своим искусством все мыслимые достижения в этой области". Эмблематика.

Жертвоприношение Бахусу. Менады и сатиры несут священные приношения жрецу. На алтаре уже разожжен огонь. Рядом стоит статуя или герма Пана.

Чревоугодие Один из Семи смертных грехов изображается иногда "на манер Бахуса" - коронованной листьями винограда и/или с блюдом фруктов.

В "Эмблемах и Символах" (раздел IV "Мнимые Божки язычников")мы находим следующее описание:

Вакх, Бахус или Бикорн, Божок вина, изображается в виде младого и резвого юноша, увенчанного плющевым и виноградным листвием, покрытого козловою рысьею кожею, держащего палку, обвитую виноградом и виноградную кисть или стопу в руках, сопровождаемого сатирами, едущего на колеснице, влекомой львами, тиграми, рысями, свиньями, ослами, обезьянами и кентаврами. Иногда безбородым, иногда с длинною брадою, с рогами и плющом на голове, и держащим виноградный грозд в руке; иногда сидящим на бочке с прочими своими знаками и чашею; иногда с раздвоенным воловьим рогом в руке. [EMSY §132]

Осень ассоциировалась с Дионисом (Бахусом), зайцем и знаками Зодиака Весами, Скорпионом и Стрельцом.

По одной из традиций времена года символизируются четырьмя божествами - Венерой, Церерой, Бахусом и Бореем. Вот, например, описание эмблематического изображения осени, которая:

...представляется в виде жрицы Вакховой или самого Вакха, в пурпуровой одежде, в венце из виноградных листьев, с виноградными гроздами в руках и с корзиною, наполненною плодами, на главе; иногда с рогом изобилия, исполненным плодов, с ящерицею и зайцем; иногда Бахусом, обеими руками выжимающим виноградный грозд в стопу или чашу. [EMSY §192]

В более тесном смысле Вакх соотносится с Октябрем в картинных изображениях которого мы можем видеть среди прочего разливание вина по бочонкам, вакханалия с сатирами и пьяным Силеном, менаду, бьющую в тамбурин.

Близок к эмблематике сюжет "Венера, Бахус и Церера", восходящий к цитате римского комедиографа Теренция ("Евнух", 732) - "Sine Baccho et Cerere friget Venus" [лат. - "Без Вакха и Цереры в Венере жару нет"], означающей, что любовь остывает без вина и застолья. Эта тема была популярна в XVII веке, особенно у фламандских художников, подражавших в ее трактовке Рубенсу. К непринужденно лежащей Венере приближаются Церера, предлагая ей рог изобилия, полный плодов, и Бахус с виноградными гроздями и чашей вина.

"Вооруженная Паллада и Вакх, сидящий на винной бочке с чашей". Рассудительность не уменьшится при умеренном потреблении вина. "Вино рассматривалось как побуждение к свободе речи, красноречию и изобретательности". [EMSI 14-14 с.163] .

"Арфа, обвитая плющом" Символ сродства вина и музыки. Плющ посвящался Вакху. [EMSI 7-15 с.135] Психология. Ненасытный характер бога очевиден в таких его атрибутах как тирс или змея, лошадь, буйвол, пантера, козел и кабан. По Юнгу, миф о Дионисе означает бездну "бесстрастного растворения" каждого индивидуума как результат эмоции, доведенной до пределов пароксизма и воплощение стремления убежать от времени в "прошлое", характеризующееся вакхическими оргиями; этот миф, таким образом, олицетворяет бессознательные желания [Керл. 32]. Спутники. Сатиры. Мужские духи профанической природы, - символ неукрощенной природы, распущенности и похоти. Они могут носить ивовые венки Диониса, держать в руках тирс. Другие их атрибуты: кисти винограда, корзины с фруктами, кувшины с вином, рог изобилия и змея. Их женскими соответствиями на вакханалиях были менады. На дионисийских празднествах за драматическими постановками следовали грубовато-шутовские действа сатиров (отсюда "сатира"). От Диониса сатиры приобрели козлиные волосатые ноги и копыта, хвосты, бородатые лица и рога. Они также сопровождают римского природного бога Сильвана. Силены. Подобные сатирам природные существа изображались с лошадиными копытами и хвостом, острыми ушами. Силеном также звали вечно пьяного учителя вечно молодого Диониса. Часто изображался толстым стариком на осле. Веселый мудрец, наделенный пророческим даром. Таро. В комментариях Кроули такие "традиционные божества" как Зевс, Дионис-Загрей и Дионис-Вакх, соотнесены с арканом "Глупец".

Приап и дети Диониса Приап. Сын Афродиты и Диониса (отцом также называют Гермеса, Пана или Зевса), символизирующий аспект мужской потенции этого бога. Когда Приап вырос, он однажды вызвал на соревнование осла. Но когда фаллос Приапа оказался короче, он в гневе убил осла. Дионис же поместил это животное на небе в виде созвездия. Хариты (Грации). По одной из версий они также дочери Афродиты и Диониса. Другие версии: Зевса и Геры, Зевса и Эвриномы, Гелия и Айглы. Связанные с Дионисом герои и .. Мидас. Дионис присутствует в легенде о фригийском царе Мидасе, которого он одарил в ответ на благодеяние, совершенное им по отношению к Силену (Мет., 11:100-145). Тогда Мидас возжелал, чтобы все, к чему бы он ни прикоснулся, превращалось бы в золото. Дионис же затем помог опрометчивому благодетелю избавиться от своего дара. Бог иудеев. Плутарх, задавшись вопросом, каков бог у иудеев, утверждает устами афинянина Марагена (участника дионисийских таинств), что это Дионис. Иудейские обряды напоминают дионисийские: первосвященник в праздники носит лидийскую митру, одет в оленью шкуру, шитую золотом, и длинный хитон, с одежды у него свешиваются колокольчики, как у вакхантов (Плутарх. Застольные беседы. IV. 6. 2). Шива. Греческие путешественники утверждали, что в Индии особенно почитается бог пьяного веселья Дионис и великий герой Геркулес, которых обычно отождествляют с Шивой (танцующим) и Вишну соответственно. Андрианы. Обитательницы Эгейского острова Андрее, славившегося своим вином и бывшего центром поклонения Дионису. Легенда гласит, что при ежегодном его посещении острова фонтан воды превращался в фонтан вина. Атлантида. Следы атлантов после потопа связывают с Египтом и великой кушитской империей, которая тянулась "от Кавказа до Индийского Океана, от берегов Средиземного моря до устья Ганга". Её называют империей Ада, империей атлантов, а также империей Диониса. BGES ? Антиной. С атрибутами Диониса часто изображался Антиной - юный фаворит императора Адриана. После его смерти в 130 г. (он утонул в Ниле и возможно его смерть была жертвенной) был обожествлен. Адраст. "Тот, которого нельзя избежать". Архаический герой, связанный со стихийными, экстатическими силами. Культ Адраста существовал в Сикионе, где "прославляли его страсти [представлениями] трагических хоров", почитая "вместо Диониса". (Herodot. V 67). Орфей. Орфей - жрец Диониса. Спускался в Гадес за умершей Эвридикой. Разное и неразобранное. В греческом мифе бог Дионис спускался в загробный мир через озеро.

Русская форма древнегреческого имени Дионисиос (Дионис) - Денис.

"Миф о Дионисе мог бы актуализироваться в связи с движением "зеленых", противостоящим титаническим силам сверхтехнократического общества". GBES

Изображения гроздей винограда, головы Бахуса, вакханок и других спутников Диониса составляют весьма существенную часть итальянских изделий из коралла XIX в.

Иллюстрации Дионис, несущий ветви плюща. (Роспись на чаше мастера Гермия, 525-500 гг. до н.э.) Вакх со своей свитой. В.Картари, 1647 г. Литература

??? F.G. Jflnger: Griecilische Свпег, Apollon, Pin, Dionysos, Frinkfurt 1943 К. Kerinyi: Die Herkunh der Dionysos- Religion nich (Jem heutigen Sland der Fonchung.Keln/Opladen 1956 M.P. Nilsson: The Dionysiac Mysteries of the helenislic and roman age, Lund 1957 ???


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: