Бэс

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Гротескная демоническая фигура.

Дух-защитник от пагубных влияний любого рода: злого взгляда, колдовства и опасных животных.

Прежде всего отвращает злые силы от рожениц.

Его фигура также возбуждал веселье и радость (во время попоек веселье), символом половой потенции.

Строго говоря, под его именем следует понимать можество карликовых демонов.

Изображался в виде приземистой карликовой фигуры, с

уродливыми ногами,

добродушным карикатурным старческим лицом,

часто с высунутым языком,

звериными ушами торчком,

часто с обнаженным фаллосом.

Первоначально носил на спине львиную шкуру, от которой позже остались только уши зверя и хвост.

Со времени Нового царства часто носит шкуру пантеры — голова и лапы на груди.

Во время 18-й династии были популярны изображения крылатого Беса.

Особый вид Беса — Ага (борец), руками он душит двух змей или хватает газель, предназначенную Сету.

Важнейшие атрибуты:

бант са символ зашиты,

нож средство обороны;

музыкальный инструмент его звук которого отпугивал злых духов.

Прим. с 2000 г. до н. э. появилась его женская параллель — Бесет, приблизительно соответствующая греческой Баубо.

Его изображения можно обнаружить на шлемах шлемах и постелях, к зеркалах и коробочках для румян (Мази и румяна служили не только заботе о красоте, но также защитой от злого взгляда).

Также на пристройках к большим храмам и особенно к маммизам, боковым зданиям храмов позднего периода, в которых ежегодно праздновалось таинство рождения божественного сына («родильный дом»в Дендере).

В коптско-христианском Египте до исламизации его присутствие в «языческих» местах воспринималось как реальность, а затем как призрачная фигура, которая пугала человека и вредила ему.

Иллюстрации

Бес: Египетский дьяволзащитник, ок. 500 г. до н. э. .

МНМ[править]

bs

В египетской мифологии божество, охраняющее человека от бедствий, покровитель семьи.

Египтяне верили, что Б. изгоняет злых духов, помогает при родах. Изображался в виде человека-карлика, кривоногого, с широким уродливым бородатым лицом, искажённым гримасой.

Считалось, что уродство Б. отпугивает злых духов. На голове Б. обычно надета большая тиара из перьев или листьев. Иногда изображался с ножом в руках (Бэс-Аха, «Б.-воин») или танцующим, с музыкальным инструментом (Бэс-Хит, Бэс-Хат, «танцующий Б.», почитавшийся как бог веселья). Нож и музыкальный инструмент в его руках должны были устрашать врагов.

Иконография Б. очень разнообразна. Сохранилось огромное количество имевших защитный характер амулетов в виде Б. (их находят при археологических раскопках в Передней Азии, на побережье Средиземного и Эгейского морей, в СССР — в Северном Причерноморье, на Урале, в Сибири, в Средней Азии).

[Р. И. Рубинштейн MNME ]
хххе́

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:



Литература
[править]

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии
[править]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: