Буха-ноион бабай

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск

БУХА-НОИОН БАБАЙ («бык господин батюшка»), персонаж бурятской мифологии. Особое место занимает в мифах булагатов и эхиритов, в которых выступает как тотемный первопредок. Связанный с ним цикл мифов широко распространён у бурят Прибайкалья, известен и в Забайкалье. Согласно одному из вариантов, Бохо Муя, сын Заян Саган-тенгри (западный тенгри), повздорил с Бохо Тели, сыном Хамхир Богдо-тенгри (восточ-ный тенгри). Оба спустились на землю, превратившись: Бохо Муя — в сивого быка Буха-ноион бабай (известен и под именами Хухэ буха. Нойон бабай), Бохо Тели — в пёстрого быка Тарлан Эрен буха, и стали гоняться друг за другом вокруг Байкала; наконец, встретившись во владениях Тайжи-хана — одного из бурятских князей в Тункинской долине, начали бодаться, топча всё вокруг. Дочь Тайжи-хана прогнала их, но забеременела от взгляда (или мычания) Буха-ноион бабая. По версии булагатов, у неё родился маль-чик, которого Буха-ноион бабай признал своим сыном, поместил в железной люльке на горе, кормил его и охранял. Две сестры, бездетные шаманки Асыхан (Асуйхан) и Хосыхан (Хусыхан), устроив Буха-ноион бабаю специальный тайлаган (камлание с жертвоприношением), заполучили этого мальчика, дав ему имя Булагат Буха дорогхо олдоксон [«из-под пороза (быка) найденный Булагат»]; он стал предком племени булагатов. Согласно эхиритской версии, дочь Тайжи-хана родила двух мальчиков: у Булагата был близнец, который в раннем детстве жил в щели на берегу Байкала. Когда Вулагат, живший у сестёр-шаманок, подрос и стал ходить на берег Байкала, он встретил там своего близнеца. Шаманка Асы хан хитростью заполучила и этого сына Буха-ноион бабая, назвав его Эхири-том. Он стал предком племени эхиритов. Эхиритская версия о близнецах Булагате и Эхирите, сыновьях Буха-ноион бабая, — бурятский вариант близнечного мифа. Мифологический сюжет — борьба сивого быка Буха-ноион бабая с пёстрым быком Тарлан Эрен буха толкуется фольклористами двояко: либо как отражение борьбы реальных родов, либо как солярный миф — борьба дня и ночи, где Буха-ноион бабай — день, а его противник — звёздная ночь.

      Буха-ноион бабай — персонаж мифов и других бурятских племён. В шаманском пантеоне бурят он — западный хан, сын Эсеге Малан-тенгри. Его девять сыновей — эжины, духи-хозяева ряда местностей в Бурятии. Известны шаманские призывания, где упоминается имя Буха-ноион бабай. Имеются специальные места почитания Буха-ноион бабая — горы, носящие его имя (около села Далахай Тункинского района и Санага Закаменского   района   Бурятской АССР).  
      С   распространением   ламаизма Буха-ноион бабай был введён в ламаистский пантеон богов под именем Ринчин-хана (ламаистская иконография изображает его всадником на белом коне), а православная    миссия    объявила Буха-ноион бабай идентичным  христианскому святому Пафнутию. До 30-х гг. 20 в. Буха-ноион бабай оставался объектом тройного почитания: у ламаистов, шаманистов, православных. Буха-ноион бабай как мифологи-ческий персонаж встречается у монголов Северной Монголии.

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: