Будда-аватара

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


В этой аватаре Вишну отвращает людей и демонов от истинной ведийской религии, искушает их другим учением, проверяя их стойкость в вере и уготавливая отступникам наказание в аду. Представления об этой аватаре появились в период соперничества буддизма и индуизма и способствовали вытеснению буддизма из Индии. Вишну соблазняет нестойких в вере отказаться от религиозного долга и почитания вед и тем самым обрекает их на гибель[1]. Воплощение Вишну в Будду отражает попытку интерпретации индуизмом учения Будды и включения его образа в индуистский пантеон.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Индуистская мифология
Вишну
Аватара

Будда

Черновые материалы
[править]

BDGS Если большинство воплощений Вишну имели место в бесконечно далеко отстоящие от нас эпохи, то Кришна считается «вполне возможным реальным историческим персонажем», воином из времен, когда предки нынешних индусов были еще пастухами. И уж абсолютно однозначно исторической фигурой является Будда, который родился примерно за полтысячелетия до начала христианской эры.

Приверженцы Будды незадолго до появления Христа достигли территорий Средиземного моря, Египта, Малой Азии, да и сейчас буддистские секты можно встретить на всем пространстве от Цейлона на юге до Монголии на севере, от Калмыкии на западе до Японии на востоке через Тибет и Китай.

Кришна провел детство среди простых людей и, став затем повелителем, привнес новое жизнеутверждающее содержание в царские дворы, деградировавшие под влиянием безбожного учения асуров. Будда, напротив, был сыном царя, индийские и другие буддистские источники не устают превозносить его красоту, богатство, превосходство в любых видах боевых спортивных состязаний, его глубокие познания в математике и других науках, красоту и статность его жен. Но Будда не хочет пользоваться радостями жизни, если на свете есть униженные и оскорбленные, он покидает свой роскошный двор, блеск которого он считает лицемерным и обманным, и удаляется в пустыню, чтобы найти в одиночестве путь к освобождению от всех уз материального мира.

На индийских игральных картах знаком этой аватары является цветок лотоса — символ творения и познания закономерностей, истинной сути. Иногда можно встретить также изображение головы просветленного принца — некоторые видят здесь указание на то, что у приверженцев Будды его философское учение считается наивысшим пределом духовного развития человека.

Астрологи указывают на то, что Будда-аватара появился в эпоху Овна, а Овену, по представлениям как индийских, так и европейских астрологов, из всех частей тела больше всего подвластна голова.

Литература
[править]

  • Гринцер П. А. Статья "Аватара" в MNME

Примечания
[править]

  1. Вишну-пур. 3,17-18

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: