Брюнхильда

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Германо-скандинавская мифология

≈ Брюнхильд / Брунхильда /

Дева-богатырша, иногда относится к валькириям.

Сильным женщинам приписывают черты Брунхильды.

Была помолвлена с Сигурдом (Зигфридом), женившемся на Гудрун, испив напиток забвения и забыв Брюнхильду.

Сигурд помогает, приняв облик Гуннара (Гюнтера), брата Гудрун, выдержать ему брачные испытания и жениться на Брюнхильде. Узнав об обмане, Брюнхильда подстрекает Гуннара убить Сигурда (вар.: убит в постели сводным братом Гуннара Готтормом), а затем сама кончает жизнь самоубийством. Огонь погребального костра поглощает мертвые тела Брюнхильды и Сигурда.

. После его смерти сама она кончает жизнь самоубийством и огонь погребального костра поглощает мертвые тела Брюнхильды и Сигурда.

Брунхильда / Brunhild

A VALKYRIE, a virgin who remained hidden behind an impregnable curtain of flame and who was only to yield to the hero preordained by the gods. She slew whoever attempted to seduce her.

Some critics believe that 'the sleeping virgin freed by a shining warrior symbolizes the dormant Earth woken to life by the Sun' (LBDP).

Undoubtedly at a deeper level Brunhild represents the marvellous and unattainable focus of an inordinate passion. The subject of this passion dies because he is unable to satisfy it through being unable to pass through the necessary ordeals. He who believes he can obtain the object of his desire by trickery and by avoiding the trials before him, only achieves something second-rate, which is not the object of his desire and which does not answer his expectations. Brunhild has also been compared with ARTEMIS (Diana) and with the AMAZONS, those virgin warriors whose one ambition was to outshine men in war and the chase.

Wagner saw Brunhild as *the heroine . . . who channels the divine into the human and the ultimate epitome of the earthly in the heavenly.' She was the Valkyrie who renounced the Paradise of gods and heroes to live among mankind so that she could enjoy love. She disobeyed her father, the god WOTAN. However, this love in the end lifted her above her human condition and restored her to Paradise once more. She symbolizes the renunciation of personal advantage for the sake of love and the redemptive power of such a sacrifice.

By her divine birth she represents an aspect of the godhead: by her human marriage she represents an aspect of humanity. She is the dual knowledge of Heaven and of Earth, of strength and weakness, joy and sorrow, life and death, of which the secret is hidden in love. Her manifestation and her deeds, dominated by a search for love, deliver mankind from the tyranny of wealth and power.

МНМ[править]

Брюнхильда
Брюнхильда
др.-исл. Brynhildr
средневерхненем. Brьnhilt, Prьnhilt
нем. Brunhild
имя этимологически связано с исл. hildr - "бой", точнее "поединок, происходящий на освящённом огороженном месте"

Героиня германо-скандинавской мифологии и эпоса. В эддических песнях Б. фигурирует как богатырша; "Сага о Вёльсунгах" отождествляет с ней валькирию Сигрдриву, разбуженную Сигурдом ото сна, в который её погрузил Один. Помолвка её с Сигурдом расстроилась, т.к. он, выпив напиток забвения, утратил память об их встрече и взял в жены Гудрун. К Б. (по некоторым скандинавским версиям она - сестра гуннского короля Атли) сватается брат Гудрун бургундский король Гуннар, он становится её мужем, но обманным путём, т.к. брачные испытания выдерживает за него Сигурд, принимающий обличье Гуннара (подробнее см. в ст. Сигурд). Убедившись в обмане и оскорблённая тем, что клятвы были нарушены и ей не достался сильнейший муж (т.е. Сигурд), Б. подстрекает Гуннара к убийству Сигурда и добивается своего. Сама Б. кончает с собой, приказав положить её на погребальный костёр рядом с костром, на котором лежит её возлюбленный. Смерть объединяет Б. с Сигурдом, и в эддической песни "Поездка Брюнхильд в хель" изображён путь Б. в загробный мир, пролегающий через владения некоей великанши.

В немецкой "Песни о нибелунгах" Б. - дева-воительница, правительница сказочной страны Исландии, где и проходят героические испытания, предшествующие браку Б. с Гунтером (сканд. Гуннар). После раскрытия обмана и убийства Зигфрида (Сигурда) Б. исчезает из повествования.

В сюжете сватовства к Б. нашёл отражение древний свадебный ритуал, сопровождавшийся испытаниями жениха. В эддических песнях подчёркивается, что выдающий себя за Гуннара Сигурд не посягает на девственность невесты (на ложе их разделяет обнаженный меч), между тем в "Песни о нибелунгах" сохраняется намёк на лишение девственности богатырской девы Зигфридом, т.к. сам жених - Гунтер терпит жалкое фиаско и проводит брачную ночь подвешенным невестою на крюк. В. М. Жирмунский видит исток этого сюжета в богатырской сказке и приводит, в частности, русскую сказку о сватовстве царевича к правящей далёким царством богатырской деве: помощник царевича, выдержав вместо него испытания, которым она подвергает женихов, укрощает богатыршу на брачном ложе побоями, но становится жертвой её мести после того, как обман раскрывается, - она отрубает ему ноги; разоблачённого супруга богатырша превращает в свинопаса, впоследствии безногий помощник вызволяет его. Ф. Панцер находит в этой сказке источник сюжета, в более позднее время героизированного "Песнью о нибелунгах". А. Хойслер и его ученики считают, что эта сказка - не что иное, как вульгаризация ("плебейская травестия") германского эпического предания. Жирмунский отвергает эту точку зрения и настаивает на сказочном характере повествования. Г. Хонти и К. фон Зе ставят это под сомнение, ибо оскорблённая честь героини скорее на месте в героической песни, чем в сказке.

В отличие от ряда героев германского эпоса, Б. - представительница мира мифа и сказки - не имеет исторического прототипа, хотя "ссора королев" (Б. и Кримхильды-Гудрун), возможно, и стоит в отдалённой связи с историей борьбы двух франкских королев 6 в. - Брунихильд (Брунхильды, Брунгильды) и Фредегонды (но с перестановкой ролей: убитый в 575 меровингский король Сигиберт был мужем Брунихильд).

Литература
[править]

  • Гуревич А. Я. Одноимённая статья в MNME
  • Хойслер А., Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах, М., 1960; Жирмунский В. М., Народный героический эпос, М.-Л., 1962; Panzer F., Das russische Brautwerbermдrchen im Nibelungenlied, в сб.: Zur germanisch-deutschen Heldensage, Darmstadt, 1961; See K. v.. Germanische Heldensage, Fr./M., 1971

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: