Ангелы

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Божий служитель»)
Перейти к: навигация, поиск


евр. мал’ах (мн.ч. мал’ахим) — провозвестник — Lng-evr-00001.jpg
гр. посланник — Lng-gr-00002.jpg
лат. angeli

Посланник, вестник богов, носитель божественной воли и исполнитель её на земле. Человекоподобные крылатые создания, которые отождествлялись с божественной волей. Посредник между материальным и духовным уровнями.

Возможно происходит от древнеегипетских и древнесемитских крылатых божеств.

Их символика тщательно разработана в исламском, иудейском и особенно христианском традиции.

воителей и, в более современных представлениях, охранников или защитников — как в 1914 г. видение Ангела Монса, отражающее стремление людей к личной безопасности.

Символ невидимых сил, возносящихся и нисходящих в пространстве между Источником жизни и миром явлений [1].

Изображается как крылатое существо, соединяющее в себе формы антропоморфные и животные. Таковы мощные крылатые быки и гении Ассирии, тетраморфы пророка Иезекииля. Известны ангелы вавилонско-шумерские, ангелы талмудические и зороастрийские, ангелы в Книге Ездры и Книге Еноха, ангелы Ветхого и Нового Заветов, коранические ангелы. Известны ангелы-андрогины. и ангелы-женщины.

■ ■ ■

Ангелы и архангелы. посланник, «приносящий вести».

«вестник»
небесные силы


Основные значения:
[править]

  • Силы невидимого (бесплотного) мира;
  • озарение и просветление

Вейден Рогир ван дeр. Алтарь Страшного суда: Ангелы с орудиями Страстей. 1448—1451 гг.

См. также:
[править]

Божественный посланник

Чины ангельские
Архангел
Херувим
Серафим,
Падшие ангелы
Сатана, падший ангел

Шеду
Гений
Вестники богов

Античность
[править]

Греческие философы считали, что ангелы управляют звездами и появились из некой эфирной субстанции.

Аристотель считал интеллект природой ангелов. Известно, что у Сократа был свой демон — дух, советы которого он слушал.

■ ■ ■

Славяне
[править]

Ангел — в церковной книжной традиции Божий посланник, охраняющий людей, посредник между ними и небом. В народном представлении ангелы — молодые, красивые длинноволосые юноши с большими крыльями, в белых, иногда позолоченных одеждах, обычно с посохом в руке. Чаще всего они невидимы, но иногда могут, по сербским верованиям, принимать облик бабочки или нищего, приходящего во время обеда; по болгарским верованиям, если ангел послан с Божьей вестью, он может появляться в виде оленя с золотыми рогами.

Ангел стоит за правым плечом человека, а черт — за левым, потому и плевать, по суеверию, следует через левое плечо, спать ложиться на левый бок, «чтобы придавить черта» (Болгария, Софийский край). Иногда считают, что за правым плечом — добрый ангел, а за левым — злой (Македония, Охрид). Ангел и черт каждого человека борются друг с другом; ангел охраняет человека от зла, черт склоняет ко злу. Ангел может быть сильным (болгары о хорошем человеке говорят: «У него сильный ангел») или слабым (болгарское: «У него слабый ангел»); сильный и слабый ангел бывает и у животных: например, у коня всегда слабый ангел (банатские геры). Человека со слабым ангелом может одолеть нечистая сила, он может наступить на след, «свихнуться» и т. п. Ангел бывает милостивым либо упрямым (Гевгелия). Ангелов столько, сколько людей и животных (Болгария). Ангел сопутствует человеку от рождения до смерти: в час смерти ангел стоит в головах, а смерть — в ногах. По верованиям всех славян, ангел берет душу умершего и водит ее по местам, где тот жил; по болгарским верованиям, выманивает ее из тела золотым яблоком.

Согласно поверьям белорусов Витебшины, ангел обходит спящих людей. Нередко он стоит у окна, поэтому нельзя за окно плевать, выливать помои и т. п. С ангелом могли приходить на землю души предков, например он приводил их на Крещение, чтобы и они могли креститься в Иордани.

Грудной младенец считается ангелом Божьим, белорусы на Витебщине называют его анёлак; по украинским представлениям, он разговаривает с ангелами, а когда у него зарастает темя, он забывает все, о чем говорил с ними, и начинает говорить с людьми. Ребенок, умерший крещенным, но не отведавшим материнского молока, становится на небе ангелом, однако немым и не во всем равноправным с другими ангелами; ему нельзя молиться и т. п. (Витебщина). У южных славян (Полица в Далмации) поминки по младенцу назывались радование, так как считалось, что родители должны радоваться, получив своего защитника на небесах в виде маленького ангела.

Владимирские крестьяне верили, что на петухе «ангельский чин» и потому нечистая сила к нему не может подступиться; сербы Косова Поля говорили, что Бог приказал петуху петь на земле, а ангелу — на небе. Сербы в Боснии считали, что голуби — бывшие ангелы, поэтому не убивали и не ели голубей. По болгарской легенде, кукушка за согрешение была превращена из ангела в птицу. Волов в упряжке болгары обычно называли ангелами: «Не бейте ангелов!», «Не мучайте ангелов!»

По народным легендам, ангелы — прислужники Божьи, они охраняют небесные врата на каждом из семи небес (Сербия), выносят солнце на восходе (Болгария, Софийский край), носят воду на небо по радуге, летают вокруг престола Божьего (Сербия, Гружа), поют в раю песни (Болгария, район Тырново). Боснийские мусульмане полагали, что среди ангелов, гонящих облака, один слепой, а другой глухой, а на Русском Севере (Шенкурский уезд) считали, что «ветры — это ангелы».

По книжной «творимой легенде», ангелы созданы «прежде всякой твари», а по другой версии — в четвертый день творения вместе со светилами. Церковная традиция различает девять чинов ангельских: Серафимы, Херувимы и Престолы (высшая категория); чины Господства, Силы и Власти (средняя); чины Начала, Архангелы и Ангелы (низшая). Последние стоят ближе всего к людям, наставляют и поддерживают их. Апокрифическая литература повествует еще о десятом чине — ангелы, которые «въ демоны приложися». Мотив борьбы ангела-хранителя и ангела-сатаны присутствует во многих произведениях древнеславянской литературы. В древнерусской «Беседе трех святителей» написано: «Иван рече: отчего гром сотворен бысть? Василий рече: два ангела громкая есть: эллинский (языческий) старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молнiйна. Вопросъ: что есть громъ и молнiя? Толкъ: ангелъ Господенъ летая бьетъ крылома и гонитъ дiавола».

00-00-000-000.jpg Смотри также:
Чёрт
Девять чинов ангельских
Младенец
Петух
Голубь
Кукушка
Ветер

Индуизм
[править]

В индуистском пантеоне наиболее близки к ангелам по своим виду и функциям полубоги Ангирасы .

■ ■ ■

Библия / Ветхий Завет
[править]

■ ■ ■

Иудаизм
[править]

Как один из ангелов рассматривается в раввинистической (и оккультной) литературе Шохина — «женское начало Бога».

■ ■ ■

Гностицизм
[править]

Как создатель ангелов высшей иерархии рассматривается Пистис-София.

■ ■ ■

Христианство
[править]

При переводе Библии ветхозаветное «мал’ахим» было переведено на греческий язык как angeloi.

Первоначально рассматривались как персонификация Божьих изволений, позднее — как члены принадлежащего ко Граду Божию небесного воинства.

Хотя на формирование представлений об ангелах заметное влияние оказали древние восточные изображения крылатых человекообразных сверхъестественных существ и гениев, в раннехристианском искусстве от изображения крыльев долго уклонялись [2].

Начиная с IV в ангелы начинают изображаются крылатыми и с нимбом. К этому времени определяются почти все характерные для ангелов атрибуты и признаки:

  • юный возраст,
  • белые одежды,
  • скипетры или жезлы,
  • лилии,
  • пальмовые ветви,
  • огненные мечи (для изничтожения дьявола),
  • кадила и курильницы,
  • знамена (хоругви),
  • трубы (для извещения о Страшном суде),
  • другие музыкальные инструменты — тимпан, скрипка, флейта (с какого времени появляются ?),
  • пылающие колеса (с какого времени появляются, кому принадлежат ?),
  • книга (с какого времени появляются, кому принадлежат ?).

Их качества и функции:

  • сила, энергия;
  • полет;
  • спокойствие, тишина;
  • красота;
  • связь;
  • благородство, преданность, служение, восхваление;
  • опека.

В византийском искусстве ангелы всех девяти чинов изображались в человеческом облике.

В искусстве средневековья и раннего Возрождения ангелы предстают женоподобными (андрогинными ?). Как правило они представляют собой небеса, например, в таких сюжетах как: Успение, Коронование Девы Марии, Страшный Суд и т. д.

С XII в. начинают распространяться изображения ангелов в виде крылатых голов (со смысловым значением «бестелесности», «бес-плотности») детей (безгрешность), что находит свое окончательное идиллическое выражение в стиле барокко, где ангелы изображаются в виде младенцев.

В XIX в. широкую популярность получает представление об ангелах-хранителях, в особенности по отношению к детям.

В виде ангелов нередко предстают и более выкокие ангельские чины: в первую очередь архангелы, а также херувимы и серафимы.

В качестве значимого действующего лица ангелы присутствуют в:

Многие замечательные образцы готического искусства выражают заступнический и возвышенный аспекты образа ангела, в то время как романское искусство тяготеет к акцентуации его неземного происхождения [3].

Бернард Клервосский, св. Бонавентура, Ориген утверждали, что ангелы являются в видимом образе. Евагрий Понтийский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Моисей Маймонид считали ангелов бестелесными. Св. Августин говорил, что «каждая видимая вещь в этом мире охраняется ангелом». Иоанн Дамаскин называл ангелов бессмертными по благодати. По природе они не вечны.

Ангелы

  • в красных одеждах и со свечами в руках — Серафимы;
  • в голубых и желтых одеждах, часто — с книгами в руках — Херувимы;
  • в судейских одеждах и с атрибутами власти в руках — Престолы;
  • коронованы, держат скипетры и сферы как символы власти входящие во вторую иерархию Господства, Силы и Власти;
  • Начала могут изображаться с национальными (например, гераьдическими) символами;
  • Архангелы как небесные воины часто предстают облаченными в доспехи

Ангелы и Архангелы — вестники Бога.

Чудеса, проявления сверхъестественной силы, чудесные явления связываются с ангелами.

В Писании видимые ангелы воспринимались как мужчины.

Адам и Ева были изгнаны из рая херувимом с пылающим мечом. Это одно из наиболее устрашающих проявлений ангелической силы.

Как вестники Бога ангелы Ветхого Завета являются без крыльев. Таковы три ангела, явившиеся Аврааму под Мамврийским дубом. Три человека, привеченные Авраамом, были Бог (предвечный Логос, второе Лицо Троицы — Христос и Дух Святой), Михаил и Гавриил. Согласно Филону, это были: Логос. Мессия и Бог.

Новый Завет свидетельствует о божественной активности ангелов в мире.

  • Ангел предсказывает появление Иоанна Предтечи.
  • Гавриил приносит Марии весть о том, что у нее родится Христос [4].
  • «Ангел Господа»
  • принес Иосифу весть о будущем Рождении [5].
  • упоминается в связи с поражением армии Сеннахериба</ref> Вторая Книга Царств</ref>.
  • стоящего между землей и небом с мечом в протянутой над Иерусалимом руке, видел Давид [6].
  • в столбе дыма и облака помог выйти евреям из Египта [7].

Упоминаемые в Библии ангелы:

являются:
  • волхвам во сне;
  • пастухам, возвещая о рождении Христа;
  • Иосифу, предупреждая об опасности.

Они успокаивают Христа в Гефсиманском саду. Ангел сообщает Марии Магдалине о том, что Христос воскрес. Ангелы присутствуют при вознесении Христа и свидетельствуют о Его Втором Пришествии. В Откровении (8,2) говорится о «семи ангелах, стоящих перед Богом». О семи ангелах упоминается как присутствующих при распятии в сценах Последнего Судан в Снятия с креста (Pieta). Енох свидетельствовал об «ангелах, которые были со мной».

■ ■ ■

Ислам
[править]

Трон Аллаха окружают восемь ангелов, — по числу главных и промежуточных направлений (см. Стороны света).

■ ■ ■

Алхимия
[править]

Используется в аллегорических изображениях как символ сублимации, например, на рисунках Viatorium spagyricum[3].

символ возгонки, принципа вознесения летучего (духовного).

■ ■ ■

Эмблематика
[править]

«Служители Божии, или Ангелы, представляются в образе прекрасных юношей с распростертыми крыльями за раменами, для изъявления скорого исполнения ими Божиих повелений. Херувимы изображаются с одною главою, поддерживаемою двумя крыльями. Серафимы также с одним лицов посреди четырех или шести крыльев». [8]

Рассматриваются как «свита Бога» [9].

В составе аллегории и персонификации Веры, сопровождают её с книгой в руках и смертью, уздой и т. п. у ног или (христианская Вера) с чашей [10].

■ ■ ■
«…два ангела над щитом» присутствуют в выборгском гербе [11].
«…Дева…Окружена шестью Ангелами» в минском гербе [12].

[EMSY 386,399]

■ ■ ■

Оккультизм
[править]

Параллелизм между ангелическим устройством бытия по Псевдо-Дионисию и астральными мирами исключительно точно прослежен Рудольфом Штайнером в книге «Духовные иерархии» [3].

Блейк, проводя различия между Ангелом Бога и ангелом вечности, признавал в каждом из них проводника Божьего голоса.

«Се Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою: ибо родившееся в Ней есть от От Духа Святого».
Мф. 1. 20

Ангелы Блейка охраняют детей и уводят младенцев из этой жизни. Золотоволосый ангел приносит мирную кончину. У каждой нации, как у каждого человека есть свой ангел. Значительную роль в Европе и Америке, по Блейку, играет ангел Альбиона. Существенным для судьбы Америки считал Блейк ангела Бостона.

«Мы называем людей ангелами, — писал Блейк, — не потому, что ангелы более святы, чем люди или демоны, но потому что они ожидают святости не один от другого, а только от Бога… Ангелы счастливее людей и демонов. потому что они не всегда молятся на добро и зло друг в друге и не всегда едят с дерева познания».

Падших ангелов Блейк помещает в пустынях Африки. Среди падших ангелов — Ангел Божественного Присутствия может принимать образ ангела света и появляться в присутствии Бога. Блейк изображает его пожилым человеком с крыльями и с письменной таблицей в руке. Его часто принимают за Иегову. Он распознавал этого ангела за некоторыми беспощадными поступками бога Израиля (Исх. 14, 19). Блейк узнавал его изображение также в центральной фигуре знаменитой скульптурной группы «Лаокоон» и называл царем Иеговой и Ангелом Божественного Присутствия. Блейк считал его создателем тела, закона и ада. Как создатель тела он одел Адама и Еву в кожаные одежды. Он первый из семи ангелов Присутствия, как Люцифер до падения был первым из семи Божьих глаз. Семь Ангелов Присутствия являются семью глазами или семью духами Бога, посланными на землю. В «Мильтоне» Блейка это семь ангелов, семь светильников из Откровения. Это — возможности, отпущенные человеку, идущему к истине путем опыта. Они сопровождали Мильтона в его поисках «Утраченного рая». Когда появился Антихрист, провозгласивший себя богом, они, семь звездных, образовали столп огня и, слившись с восьмым огнем — «огнем интеллекта», — стали одним человеком Иисусом Спасителем, выступившим против Антихриста. Ангелы Провидения, являются у Блейка, с одной стороны, духами Божественного порядка, глазами Бога, контролирующими области времени. С другой стороны, будучи выразителями конвенциальной морали, они изгоняют фей естественного восхищения, но, когда изгнанные феи возвращаются, баланс восстанавливается.

■ ■ ■

Психология
[править]

Обычно рассматриваются вместе с демонами как образ позитивных и негативных проявлений бессознательного соответственно.

Обе иерархии (ангельская и демоническая) соотносятся с иерархии человеческих ценностей: «от высшей духовности мистиков до окончательного нравственного падения человека, отдавшегося во власть самых низких (демонических) инстинктов» [13].

Ангел-хранитель выступает символом сознания [13].

■ ■ ■

Искусство
[править]

Барочные ангелы — это чаще всего младенцы, неотличимые от младенцев-купидонов в светских сюжетах. См.т.ж. ПУТТО.

Другими сценами, в которых ангел играет — важную роль, являются: АВРААМ:

[Дж. Холл]


В литературе, особенно в поэзии, часты образы ангела-хранителя и ангела-утешителя:

  • русская классическая поэзия:
«По небу полуночи ангел летел и тихую песню он пел…»
М. Ю. Лермонтов
«В дверях Эдема ангел нежный…»
А. С. Пушкин
«И тогда с потухшей елки тихо спрыгнул желтый ангел…»
А. Н. Вертинский
  • стихи Р.-М. Рильке,
  • роман В. Брюсова «Огненный Ангел»,
  • роман В. Ерофеева «Москва-Петушки».
■ ■ ■


Ad vocem
[править]

«Ангелом бездны» иногда и, вернее всего, ошибочно называют вавилонско-шумерскую Абзу.
«Язык Бога и ангелов» — образное название иврита (в прошлом ?).
«Ангел пролетел» — говорится о молчании, наступившем в ходе (оживленной) беседы.
«Ангел писает» — о слепом дожде (Франция).
■ ■ ■

Ad notanda
[править]

«Тихий ангел» — название журнала московских традиционалистов.

■ ■ ■

Черновые материалы
[править]

  •  ??? См также Книга (Расиэль), Смерти символы

Христианская иконография от IV и до XX века, чтобы выразить духовную сущность ангелов, изображала их крылатыми, красивым и в образе младенцев неопределенного пола, одетыми в широкие полотнища, вроде римских тог.

■ ■ ■

МНМ
[править]

В иудаистической, христианской и мусульманской мифологиях бесплотные существа, назначение которых — служить единому богу, воюя с его врагами, воздавая ему честь, неся его волю стихиям и людям. Они либо исполняют это назначение, либо, искони отпав от бога в акте измены, сами предстают как враги бога и людей — бесы. Представление о том, что за всем неживым стоит живое, каждый процесс руководим чьим-то умом, космос в каждой своей части населён и трепещет от невидимых воль, сознаний, душ (ср. афоризм др.-греч. философа Фалеса: «всё полно богов»), является общим для всех мифологий и лежит в основе натуралистического язычества. Но в монотеистических религиозно-мифологических системах происходит преобразование этих представлений: действующие в мире духи уже не живут сами по себе и для себя, они ответственны перед единым богом как его «служебные духи», от него и для него получают своё бытие, достоинство, место в мире, обязаны ему воинской верностью и воинской дисциплиной. Провозглашённая монотеизмом пропасть между внеприродным, трансцендентным богом и его миром, между «творцом» и «творением» потребовала для раскрытия миру сокровенной «божьей воли и славы» ангелов как «вестников» бога. Ветхозаветные тексты неоднократно подчёркивают незримость Яхве, и в этом контексте упоминания появляющегося в известных ситуациях «ангела Яхве» выглядят как указания на явление (в лице ангела) самого Яхве. Описанная в книге Бытия лестница от небес до земли, приснившаяся Иакову, по которой сходят и восходят ангелы, в то время как наверху восседает сам бог (Быт. 28, 12-13), — характерный символ этой медиации (посредничества) между «горним» и «дольним», между богом и миром. Иудаизм и ислам в сущности знают самораскрытие бога только через его «славу», персонифицируемую в ангелах (Евр. 2,2 называет Тору «через ангелов возвещённое слово», а в Коране агентом откровения выступает ангел Джибрил). В христианстве догмат о вочеловечении бога существенно ограничивает роль осуществляемой ангелами медиации. В новозаветных текстах подчёркивается, что слова Иисуса Христа — прямое откровение бога, обошедшееся без посредничества ангелов (о превосходстве Христа над ангелами, — Евр. 1). Тем не менее ангелы возвещают и славят рождение Христа, возвещают его воскресение и вознесение, являются апостолам, участвуют в апокалиптических сценах.

Описание ангелов в различных вероисповедных системах и в различные исторические периоды очень отличается (даже в Библии оно далеко не единообразно), но выявляет и некоторые сходные черты. Так, ангелы — это «бесплотные умы», они «бестелесны», то есть не связаны тяжестью тела человека или животного, его подверженностью плотским нуждам; если они не имеют специального намерения быть увиденными, человеческие глаза их обычно не воспринимают. Однако лишь весьма поздно «бесплотность» ангелов интерпретируется как полная нематериальность. Ни в библейских текстах, ни в народных верованиях вопрос о материальности или нематериальности ангелов не ставится; часто предполагается, что ангелы обладают телом особого рода, «духовным» телом. Природа ангелов обычно описывается через уподобление наиболее тонкому, лёгкому и подвижному в материальном мире — огню, ветру и особенно свету. Ангелы «огневидны»; имея в виду ряд библейских текстов, Псевдо-Дионисий Ареопагит (5 — нач. 6 вв.) отмечает их сродство с огнём молнии и с очистительным огнём жертвоприношения («О небесной иерархии», VII, 1). Есть рассказы об ангелах, поднимающихся в столбе жертвенного дыма, как в эпизоде жертвоприношения будущих родителей Самсона (Суд. 13, 20-21). В позднеиудейской и христианской мифологии древнее представление об огненной природе ангелов испытывает воздействие стоической доктрины о всепроникающем и животворящем духовном огне — «огненной пневме». В ветхозаветном видении Исаии (Ис. 6, 6-7) серафим совершает над пророком инициацию при посредстве очистительно-опаляющего раскалённого угля с жертвенника (ср. также ангелы в виде огненных колёс — офаним — Иезек. 1; 10). Отсюда близость ангелов к «огненным» небесным светилам, звёздам и планетам (термин «воинство небесное», обозначающий в иудаизме, христианстве и исламе ангелов, в семитических языческих культах прилагался к астральным божествам).

Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет (Гавриил — с Луной, Рафаил — с Меркурием и т. д.). Что касается ветра, то сродство с ним природы ангелов тем более бросается в глаза, что древнееврейский, арамейский и арабский языки обозначают «дух» и «ветер» одним и тем же словом (руах, руха, рух). В одном из ветхозаветных псалмов поэт обращается к Яхве, шествующему «на крыльях ветров» (или «на крыльях духов»): «ты творишь вестниками твоими (ангелами твоими) ветры (духов), служителями твоими — огонь пылающий» (Пс. 103, 3-4). В новозаветном Апокалипсисе ангелы имеют власть над ветрами (Апок. 7, 1). Наконец, ангелы — это «ангелы света», их тела и одежды как бы состоят из света, обладая его лёгкостью, быстротой и блистательностью. Само слово «свет» входит в состав традиционного еврейского имени одного из ангелов (архангелов) — Уриил (Уриэль).

Ангелы находятся в особенно близких отношениях — но уже отношениях не сродства, а власти — с самыми различными стихийными силами и объектами социального и природного космоса, как распорядители, управители и хранители светил, родников, растений и животных, облаков и дождей, небесных сфер, а также человеческих индивидов и коллективов — городов, стран, народов, церковных общин и т. п.

Эти темы особенно обстоятельно трактуются в иудейском апокрифе «Книга Еноха» (2 в. до н. э.). К отдельным людям приставлены А.-хранители, ведающие образованием их тел в чреве матери (Тертуллиан, «О душе», 37), а затем сопровождающие их на всех путях жизни; но более великие А. ведают целыми народами: архангел Михаил, выступающий как «князь» (евр. cap, в греч. Переводе «архонт») еврейского народа, вступает в борьбу с «князем» Персии (Дан. 10, 13). В «Книге Еноха» упомянут как один из А. Метатрон («стоящий у престола»), некий везир бога и как бы А.-хранитель всего мира. А., заступившие место языческих божеств, демонов и гениев природы и человеческой жизни, могли порой затмевать в народном сознании верховного единого бога, монотеистический принцип как таковой. Гностики приписывали А. сотворение материального мира. Тем важнее было для ортодоксии всех трёх монотеистических религий подчеркнуть, что А. от бога получили своё бытие, что они отделены от него различием более принципиальным, нежели различие между ними и людьми, и безусловно ему подчинены. Бесконечное множество А. (по Дан. 7, 10 — «тысячи тысяч», по Иоанну Златоусту, христианскому проповеднику кон. 4 нач. 5 вв., — число, реально не имеющее предела) как бы оттеняет трансцендентное единство бога монотеизма. Со времён позднебиблейекого иудаизма считалось бесспорным, что бог сотворил А., и спорили только о времени их сотворения (по мнению авторитетов Талмуда, во второй день творения, по иудейской «Книге Юбилеев», близкой времени возникновения христианства, — на первый, по мнению христианского писателя 4-5 вв. Иеронима, — задолго до сотворения мира). Покорность А. богу (подчёркиваемая, между прочим, в 21-й суре Корана) ещё более бесспорна. Согласно наиболее распространённой и ортодоксальной версии, А. предстают либо безупречными воинами бога, либо изменниками в виде бесов.

Однако на периферии традиций иудаизма и христианства существовало предание об А., оставшихся нейтральными в час небесной битвы между верными воинами бога и врагами бога и ныне дожидающихся окончательного приговора на страшном суде (Данте в III песни «Ада» «Божественной комедии» отзывается о них с большим презрением); есть также мусульманские легенды об А., не безусловно злых и не отрекающихся от бога, но претерпевающих постыдное грехопадение (Харут и Марут). Впрочем, на архаической стадии мифологии иудаизма небесные враги человека вроде сатаны ещё не воспринимались как явные враги бога [сатана в книге Иова (1, 6) входит в число «сынов Элохим», то есть А., и выступает перед богом в роли наушника]; впоследствии сходная неясность продолжает существовать в отношении столь важного мифологического персонажа, как А. смерти (евр. Самаэль, мусульм. малак аль мавт, Коран 32, 11, позднее Израил), предстающий одновременно как враг бога и как исполнитель его приказов. Служение А. богу систематически описывается в двоякой системе образов: в образах космического воинствования и в образах культового действа. Образ небесного воина и военачальника по преимуществу — архангел Михаил, «архистратиг воинства небесного», антагонист сатаны. Космическая литургия А., упоминаемая и в иудаистических текстах, и в Коране (21, 20), описываемая в Апокалипсисе (15), особенно волновала воображение христианских писателей, проповедников и живописцев Византии. Для христианской традиции важен аспект непричастности А. плотским страстям, как бы их девственничество. Иначе говоря, рядом с образами А.-слуг, А.-воинов и А.-священнослужителей встаёт ещё один образ — А.-монахов (ср. Матф. 22, 30). По преданию, коптский монах Пахомий (4 в.), впервые введший для монахов уставную единообразную одежду, скопировал её с одеяния явившегося ему А. Святых аскетов неоднократно называют в житиях и гимнах «земными А.». Уже есееи, предвосхитившие в иудаизме христианское монашество, были особенно преданы культу А.: по сообщению Иосифа Флавия («Иудейская война», II, 8, 7), они при вступлении в общину клялись сохранять в тайне имена А.

Лишь постепенно создаётся очень сложная иерархия А. — как в иудаизме (различные перечни «рангов» А.), так и в христианстве (см. Девять чинов ангельских; в системе этой иерархии «собственно» А. называется девятый «чин»).


С. С. Аверинцев


[Мифы народов мира. Энциклопедия: Ангелы, С. 11 и далее. Мифы народов мира, С. 495 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 79 Словарь)]

Уже в раннехристианскую эпоху появляются изображения ангелов в человеческом облике (начиная с 4 в. по большей части с двумя крыльями); в раннехристианском искусстве они, подобно античным гениям, облачены в туники, в византийском искусстве — в роскошные одеяния (напр., на мозаике 7 в. церкви Успения в Никее). Западное средневековье создаёт тип юношески-прекрасных ангелов (пластика соборов в Реймсе, Страсбурге и др.); именно такие ангелы с трубами и орудиями мученичества сопровождают Христа в сцене страшного суда в многочисленных произведениях искусства 12-16 вв. В эпоху Возрождения начинают преобладать уже не «грозные» ангелы (тип. нашедший наивысшее воплощение в «Апокалипсисе» А. Дюрера), но исполненные мягкости и кротости (музицирующие) ангелы Гентского алтаря Я. ван Эйка, Изенхеймского — М. Нитхардта и др.); часто, особенно в итальянской и немецкой живописи, ангелы — дети («путти»).

Среди памятников древнерусской живописи — фрески «Страшный суд» Дмитриевского собора во Владимире и «Вознесение» церкви Спаса на Нередице в Новгороде (12 в.), новгородская икона «А. златые власы».

■ ■ ■

БРОКГАУЗ & ЭФРОН
[править]

Ангел (греч. слово, означающее-посланник, вестник)-употребляется в Библии в многоразличных значениях:

  • по отношению к Сыну Божию, Иисусу Христу, и
  • по отношению к людям-пророкам, священникам и епископам церквей, и
  • по отношению к предметам бездушным и явлениям природы, когда они являются вестниками гнева Божия.

Но в собственном и тесном смысле это слово в Библии обозначает личные, духовные существа, совершеннейшие человека и сотворенные Богом, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле Его веления.

Вся история народа Божия совершается при служении ангелов, и они являются в важные моменты ветхозаветным патриархам и праведникам:

  • Аврааму,
  • Иакову,
  • Моисею,
  • Иис. Навину,
  • Давиду, а также
  • Лоту, и друг.

В Новом Завете ангелы служат Иис. Христу и Его Церкви:

  • возвещают и славят рождение Спасителя,
  • служат Ему после искушения в пустыне,
  • возвещают Его воскресение и вознесение,
  • являются апостолам,
  • имеют быть участниками будущего Суда и проч.

Об ангелах говорит в своих речах Спаситель, о них пишут в своих писаниях апостолы.

См. Верховского, «Библейск. Словарь», 1871 г.; П. Солярского- «Опыт Библ. Словаря» 1879 г.

Церковь приняла ветхозаветные понятия об ангелах, особенно развития в книгах времен плена Вавилонского и преимущественно пророческих, и при свете новозаветных писаний выработала такое учение об ангелах.

  • Они существа, сотворенные Богом прежде творения видимого мира;
  • они духовны и бестелесны, или, может быть, имеют некое эфирное тело;
  • если они принимают видимый образ — это только случайная форма, а не постоянное бытие.
  • Для ангелов не существует наших пространственных условий, но они не вездесущи.
  • Они более совершенны, чем даже первозданный человек, но в совершенстве ограничены:
не смотря на быстроту и глубину разумения, не всеведущи;
не смотря на чистоту и святость, могут подвергаться искушениям.
  • Они сотворены свободными, а потому могли свободно устоять в добре, как светлые ангелы, и пасть, как злые духи.
  • Они предстоят перед лицом Божиим, исполняют Его волю; непрестанно славят Его и наслаждаются блаженством.
  • Ангелов неисчислимое множество; в этом несметном воинстве небесном имеются разные достоинства и степени совершенства.

На основать Ветхозав. и Новозав. писаний установлено разделение ангелов на три иерархии, с подразделением каждой из них на три лика. Высшая Иерархия: Серафимы, Херувимы, Престолы. Средняя Иерархия: Господства, Силы, Власти. Низшая иерархия: Начала, Архангелы, Ангелы. Такая классификация полнее всего изложена Дионисием Ареопагитом в сочинении «Небесная иерархия». Какое значение степеней ангельских Иерархий неизвестно. Но собор Константинопольский 653 г. осудил тех, которые учили, что А. по природе и силам все сотворены равными. Отчасти по библейским сказаниям известны имена ангелов: Михаил-(кто как Бог), Гавриил — (муж божий), Рафаил — (помощь, исцеление божие), Уриил — (огонь и свет божий), Салафиил — (молитва к Богу), Ифремиил — (высота божия). Вероятно, чтобы дополнить семеричное число, сюда же причисляются имена А., не упоминаемых в Библии: Иегудиил — (хвала божия) и Варахиил — (благословение божие). Церковное учение об А. см. Макарий, митр. Москов., «Догматическое Богословие» и Филарет, архиепископ Черниг., «Правосл. догматич. богословие» (1882, 151—182 стр.).

Учение об А. не было предметом особых споров и специальной обработки в древней церкви, как другие догматы. Впрочем на мало рассуждали относительно двух пунктов, именно: о времени сотворения А. и о том, считать ли их чуждыми всякой телесности или признать имеющими эфирное тело. Почитание А. было в практике церковной с раннего времени и окончательно определено вторым Никейским-седьмым Вселенским Собором (787 г.). Церковь западная приняла это учение и ввела в свою практику. Западные богословы схоластики потратили не мало труда над обработкою учения об А. и написали не мало трактатов с самыми неожиданными вопросами и затейливыми ответами. Таков напр. специальный трактат Суареса. Не мало ненужных и ни на чем серьезном не основанных тонкостей можно найти и у наших ученых Могилянской академии. Протестантская догматика отрицает почитание А., но принимает учение о них, за исключением схоластических измышлений. Новая критика подвергает сомнению ученье об А., отчасти с общей философской точки зрения (натуралистической или пантеистической), а отчасти на основании библейского текста. Действительно в Пятикнижии, и отчасти в других книгах до плена Вавилонского, учение об А. не имеет достаточной ясности. Там иногда А. называет себя Богом (Быт. XXXI, 11 — 13), или видевший А. называет его Богом (Быт. XVI, 7-13); то вестник отличается от Иеговы, то сливается с ним (Быт. XXII, II, 14; Исх. XIII, 21., XIV, 19.; Чис. XX, 16.; Быт. XIX, 15-24). Опираясь на такую неопределенность, одни видят в учении об А. остаток прежней языческой космогонии евреев. Но если бы было так, возражают последние, учение с течением времени должно было теряться и затемняться; а мы видим совершенно обратное явление: учете об А. в Библии с течением времени все более уясняется и определяется. Другие, обращая внимание на то, что библейское учение об А. в более определенной форме высказывается во времена плена Вавилонского, признают его не коренным еврейским, а заимствованным у иноплеменников. Но, принимая во внимание, что А. упоминаются далеко до плена Вавилонского, на первых страницах книги Бытия, можно сказать, что Вавилонский плен и знакомство с верованиями вавилонян могли иметь и, вероятно, имели некоторое значение в раскрытии библейского учения об А., но значение только внешнее. Они возбуждали к частному раскрытию этого учения параллельно, или в сопоставлении чуждой религии. Но развитие ангелологии зависло от внутренних причин и совершалось на основе существовавших уже понятий. Иные видят в А. только форму проявления в природных сил Иеговы, нераздельных от него и тождественных с ним. Но этому противоречат многие места, говорящие об А., как личностях самостоятельных и отдельных от Иеговы. Так, в рассказе о видении Иаковом лестницы А. восходят и нисходят по лестнице, а вверху ее стоит сам Иегова (Быт. XXVIII, 12, 13). Тис. Навину явился вождь сил Иеговы, а А. впоследствии, обыкновенно, назывались воинством Иеговы. Есть взгляд, по которому А. ничто иное, как поэтическое олицетворение сил природы, выражающих Божие могущество, или отвлеченное понятие о действиях Иеговы в мире, словом личная форма выражения безличных действий. Правда, в поэтических книгах Библии выражается иногда олицетворение явлений природы, как орудий божественного могущества. Но места, говорящие об А., резко отличаются от таких и ясно говорят, что под А. разумеются лица, а не явления природы, духовные существа, а не физические силы. Некоторая неопределенность библейского учения об А. объясняется своеобразным, сравнительно с другими религиозными представлениями, взглядом Библии да отношение. ангелов в Богу и к людям. А. в верованиях еврейского народа и в культе его не имеют никакого самостоятельного значения; они не боги и не полубоги, а только слуги и исполнители води Иеговы. О них человек знает настолько, чтобы признать их вестниками Божества и в вестях их признать Божественное повеление. Они предполагаются известными, и потому на первых страницах книги Бытия (Быт. III, 24., XVI, 7) говорится об А. без упоминания об их происхождении и определения их природы. Посланный говорит во имя Пославшего, потому, вероятно, о словах А. говорится, как о словах Бога: в библейском рассказе они иногда смешиваются с Теговою. — Ср. Епископ Хрисане, «Религии древн. мира» (1878, т. 111, 121—142 стр.); Герцог и Плит, «Реаl Encyklopedie» (1879, т. II, под ел. «Engel»).Эд. Рим, «Handworterbucb d. bibl. Alterthums», (1884. т. 1, под сл. «Engel»).

Изображение А. было предметом искусства еще по Ветх. Зав.: на Кивоте Завета были изображены крылатые херувимы; в храме Соломоновом два больших херувима с крыльями покрывали все пространство, занимаемое Ковчегом в Святые Святых Пророк Иезекииль в известном видении колесницы изображает херувимов человекообразными, с 4 лицами и 4 крыльями; ноги у них с ступнями тельца и блестящими, как медь; с лицом человеческим соединялись с правой стороны лице льва, а с левой — тельца и орла; 2-мя крылами они летали, а 2-мя покрывали лица и проч. (Иезек. 1, 1-28).

Менее сложна символика у пророка Исаии в изображении Серафимов, но все-таки символика обильная.

Древнее христианское искусство в изображении ангелов держалось особенной простоты.

Принятое теперь изображение ангелов в виде обнаженных детей или одной только головки с крыльями, но без тела, тогда не было известным.

Древнее искусство изображало ангелов в виде зрелых юношей, в тунике стянутой по поясу орарем.

В первые столетия ангелы изображались обыкновенными людьми. Об этом мы знаем от церковных писателей и из дошедших до нас памятников искусства. На фреске Благовещения II века арханг. Гавриил изображен в украшенной тунике с орарем. Точно также изображен архангел Рафаил, спутник Товии. В древнем изображении трех отроков в пещи на ангеле такое же одеяние, как и на отроках. Таким образом, древнее христианское искусство в изображении ангелов отличается от языческого в его изображении гениев.

Если и встречаются между древними христианскими памятниками языческие изображения гениев, то только в виде аллегорических украшений.

С IV века является в христианском искусстве весьма слабое желание отличить изображения ангелов. В отличие от людей ангелам придают сияние и крылья.

Даже в V в. не определилась еще эта форма изображения, и ангелы изображаются или с сиянием или только с крыльями.

Потом (с VI в.) начинается изображение ангела в виде странника, с посохом в руках.

С VIII в. уже изображают ангелов с крыльями, сиянием и посохом, посохи иногда оканчиваются крестами.

Изображений ангелов с какими-нибудь характерными признаками их иерархического положения — по иерархии Дионисия Ареопагита — древняя церковь совсем не знала. Эта манера принадлежит Византийскому искусству.

Ф. К. Крауз, «Real Encykiop. d. christl. Alterthumer» (1880, сл. «Engelbilder»).

■ ■ ■

Литература
[править]

  • Аверинцев С. С. Ангелы в кн.: Мифы народов мира[14], М., 1991. т.1, с. 76-78;
  • Daniélou J., Les anges et leur mission d’après les Péres d’Eglise, Chevetogne, 1957 < MNME;
  • Gloreux Mgr., Autour de la spiritualité des anges, P., 1960 < MNME;
  • Müller C. D. G., Die Engellehre der koptischen Kirche, Wiesbaden, 1959 < MNME.
■ ■ ■
  • Одноимённая статья в MNME

Н. И. Толстой < SMES

Иллюстрации
[править]

  • Шестикрылый серафим на одном из колес (офаним). А. Н. Дидрон, Христианская иконография, 1866 г.
  • Архангел Михаил, воитель против Люцифера в виде дракона. В. Ауэр, Легенда о святых, 1890 г.

Хуберт ван Эйк. Гентский алтарь (деталь). До 1426—1432 гг. Хуберт ван Эйк. Гентский алтарь (фрагмент): поющие ангелы. 1432 гг. Боутс Дирк. Архангел Михаил ведет праведников в Рай. ок. 1468 г. Босх Иероним. Вознесение. Ок. 1500 г. Боттичелли Сандро. Благовещение. ок. 1490 г. Боттичелли Сандро. Мадонна Святого Варнавы. ок. 1487 г. Боттичелли Сандро. Боттичелли Сандро. Мадонна с восемью поющими ангелами (Берлинская Мадонна) Боттичелли Сандро. Мадонна делла Мелаграна. 1487 г. Бол Фердинанд. Сон Иакова о небесном посланнике Иоанн Креститель как Ангел Пустыни Вейден Рогир ван дeр. «Страшный суд» (фрагмент): Ангелы с орудиями Страстей Брейгель Питер. Падение ангелов. 1562 г. Ангел сна Серафимы, херувимы и ангелы Ангел Ангел Ангел Ангел Ангел Господень Ангел Господень Малаика

■ ■ ■

Примечания и комментарии
[править]

  1. kerl-50
  2. Вероятно, чтобы избежать смешения с античными (языческими) геними, такими как Виктория, Глория и Агата Тюхе.
  3. 3,0 3,1 3,2 kerl
  4. В Евангелии от Луки
  5. В Евангелии от Матфея
  6. I Книга Царств 2, 16
  7. Исход 14
  8. СЭ-50, с.28.
  9. СЭ-49,с.28
  10. СЭ-61,62,с.31
  11. СЭ-386,с.67
  12. СЭ-399,с.67
  13. 13,0 13,1 [NJSS]
  14. MNME

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: