Бог-Отец

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Первое лицо Троицы.

Ранние художники, придерживаясь второй заповеди, не изображали Бога Отца. Однако постепенно желание изображать Всемогущего, ранее считавшееся святотатством, возобладало в художниках. Сначала изображали лишь протягивающуюся из облака руку Бога Отца как знак Его могущества. Затем стали изображать Его голову, затем — голову и плечи, а в конечном итоге — всю Его фигуру. В эпоху Возрождения художники стали свободно изображать Бога Отца. Если прежде фигура Бога символизировала скорее Троицу, нежели одного Отца, то в эпоху Возрождения это различие исчезло.

Атрибуты Бога Отца, по которым в произведениях искусства эпохи Возрождения Его можно отличить от двух других ипостасей Троицы:

  • Его преклонный возраст;
  • треугольный нимб — иногда;
  • держава или книга в рука — неспецифичные атрибуты;
  • папское одеяние и тиара — характерно более не для итальянской живописи, а для «северного Возрождения».

С исторической точки зрения изображения Бога в сценах, предшествующих рождению Христа, должны демонстрировать Бога-Отца. Однако Творец и Законодатель о котором говорится в Ветхом Завете, кто явился Адаму и Еве, Аврааму, Моисею и пророкам, — является в средневековом искусстве вплоть до XV в. Христом, обычно узнаваемым по крестообразному нимбу. Это согласуется с:

  • «В начале было Слово[1]»;
Ин 1:1
  • «Jesum Christum… per quern omnia factasunt» — лат. Иисуса Христа… которым созданы все вещи.
Никейский «Символ Веры»

Ренессанс, однако, отождествлял[2] Яхвес Богом-Отцом и изображал Предвечнего, с длинными белыми волосами и развевающейся бородой.

Фигура Бога-Отца появляется не только в ветхомзаветных сюжетах, но также в темах с Марией и Христом:

  • Благовещенье
  • Непорочное зачатие
  • Коронование Девы Марии
  • Крещение Христа
  • Борение в саду

00-00-177-000.jpg Бартоломео Фра. Бог — Отец со св. Марией Магдалиной и св. Екатериной Сиенской. 1509 г.


См. также:

Христианская мифология
Троица

Яхве
Нимб
Книга
Держава
Тиара

Благовещенье
Непорочное зачатие
Коронование Девы Марии
Крещение Христа
Борение в саду

Примечания

  1. Второе лицо Троицы.
  2. Например, в лице Рафаэля и Микеланджело.

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: