Астарта

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


"Астарта, или Атсарот, представляется в человеческом образе, сидящем на колеснице о двух колесах, или на льве, с громовою стрелою в руках. СЭ-129,с.38.

[Купер]

Богиня ближневосточного происхождения.

Древнесемитское божество, которому соответствуют Иштар (Инанна) и Астар (мужская параллель)

ассиро-вавилонской (месопотамским) мифологии. Вероятно, супруга западно-семитского Астара.

«Дева Солнечного пути», ― возница Солнца (её древнейшая функция), совершает его ночную перевозку.

Богиня ночи, ночных тайн (в том числе секса);

Луны (олицетворение), а в западносемитской мифологии — планеты Венера;

любви и плодородия;

войны (пентаграмма, охранно-военный знак), богиня-воительница.

Имеет многообразные (поверхностно — противоречивые) образы в разных географических точках, в разные времена у разных ответвлений семитских народов ― от Вавилона (Ирака) до Карфагена (стран Магриба).

Изображается в виде:

обнаженной женщины

с четырьмя грудями — ранние и поздние изображения, узкого культа как богини любви;

на коне, стреляющей из лука,- поздняя эллинистическая аллегория Астарты-воительницы;

объятой пламенем (одетой в), ― позднее изображение как богини войны.

Её атрибуты ― колчан, лук, стрелы, огонь (пламя) *;


  • Эти же атрибуты много позднее становятся атрибутами любви в европейской (позднеантичной, эллинистической) версии Астарты — Афродиты — Венеры. В римское время появляется новый атрибут — купидон, связанный с функцией плодородия, однако используемый как атрибут «любви», но в то же время вооруженный луком и стрелами как «дитя богини войны»



стоящей на леопарде (Леопард — князь, рыцарь; храбрость, свирепость — война. Женщина, укротившая леопарда,- мужество, власть), — поздняя эллинистическая аллегория войны, мужества, власти;

кобылицы с четырьмя женскими грудями — древнее изображение, сочетающее три функции:

возница Солнца,

богиня плодородия, плодоносности

чувственность (страсть);

калоса (дитя, купидон) — эмблема животворного, и животворящего одновременно;

Луны: узкий полумесяц с пятиконечной звездочкой между рогами .

Египет

Наряду с другими переднеазиатскими божествами, вошла в пантеон (Астарта и Иштар считались одной богиней), иногда отождествлялась с Сехмет. Считалась дочерью бога солнца или бога-создателя Птаха. Жена Сета.

Воспринималась как:

владычица коней и колесниц,

богиня сражений,

богиня-исцелительница.

вероятно, связывалась с морем, водной стихией (связь с Иамму).

Выступала в паре с Рашапом.

Шумер

Иштар поклонялись в Вавилоне и связывали с Луной.

В Угарите ее культ занимает большое место, но в мифах она почти не упоминается.

Карату, проклинающий взбунтовавшегося сына, призывает на него гнев Астарты и Хорона.

Играет важную роль в борьбе богов с йамму. В угаритском цикле обращается к Балу (Алиййану-Балу) с просьбой не убивать гонцов Иамму и укоряет Балу за убийство Иамму.

Ближний Восток

Богиня любви и плодородия у финикийцев.

В мифах палестинского происхождения (известных по египетским источникам) выступает как посланница богов к Иамму, требующему для себя высшей власти. Выступает вместе с Анат. Черты Астарты и Анат позднее слились в образе Атаргатис.

Почиталась в Карфагене, где ее образ повлиял на представления о Тиннит, и на Кипре.

Дамасскин («О первых принципах» 6 в. н. э.) приводит миф о том, как Астарта (Астроноя) преследовала своей любовью Эшмуна, который, погибнув, воскрес, благодаря дарующему жизнь теплу богини.

Античность

Мифы об Астарте пришли в Древнюю Грецию вместе с финикийским алфавитом. Отождествлялась с Афродитой — у них один и тот же возлюбленный Адонис. Согласно эллинизированному мифу, по смерти Адониса спустилась за ним в нижний мир.

В Древнем Риме сближалась с богиней Венерой и с одноименной планетой.

Ислам

Древнеарабское, языческое, перешедшее в мусульманство символическое изображение Астарты как Девы Солнечного пути, богини ночи, ночных тайн (в том числе и секса), и одновременно богини войны.

Иудаизм

В период становления иудейского монотеизма пророки вели с её культом ожесточенную борьбу.

МНМ[править]

Астарта
ttrt, strt

В западносемитской мифологии олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница.

А. — древнесемитское божество, которому соответствуют Иштар в ассиро-вавилонской мифологии и Астар (мужская параллель). А. считалась, видимо, супругой западносемитского Астара. В Угарите её культ занимает большое место, но в мифах она почти не упоминается. Карату, проклинающий своего взбунтовавшегося сына, призывает на него гнев А. и Хорона. А. играет важную роль в борьбе богов с Йамму.

В мифе палестинского происхождения, известном по египетским источникам, она выступает как посланница богов к Йамму, требующему для себя высшей власти; ср. в угаритском цикле её обращение к Балу (Алиййану-Балу) с просьбой не убивать гонцов Йамму; она же укоряет Балу за убийство Йамму.

В Древнем Египте А., наряду с некоторыми другими переднеазиатскими божествами, вошла в пантеон (А. и Иштар считались там одной богиней) и иногда отождествлялась с Сехмет. Она воспринималась как владычица коней и колесниц, богиня сражений и, вероятно, связывалась с морем и водной стихией (ср. её связь с Йамму); А. считалась и богиней-исцелительницей. Выступала в паре с Рашапом.

По египетским источникам, известны мифы, очевидно, палестинского происхождения, в которых А. выступает вместе с Анат. А. почиталась также в Карфагене (где её образ повлиял на представления о Тиннит) и на Кипре. Черты А. и Анат позднее слились в образе Атаргатис.

В эллинистический период А. отождествлялась с греческой Афродитой и римской Юноной. Согласно эллинизированному мифу, А. (Афродита) полюбила Адониса и, когда он погиб, спустилась за ним в нижний мир. Дамасский (6 в. н. э.) в сочинении «О первых принципах» приводит миф о том, как А. (Астроноя) преследовала своей любовью Эшмуна, который, погибнув, воскрес, благодаря дарующему жизнь теплу богини.

Известны изображения А. в виде нагой всадницы, стреляющей из лука. В период становления иудейского монотеизма пророки вели с культом А. ожесточённую борьбу.

И. Ш. Шифман [Мифы народов мира. Энциклопедия: Астарта, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 768 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 117 Словарь)]


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: