Архангелы

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Архангел»)
Перейти к: навигация, поиск

Архангел Гавриил. Мозаика в апсиде. Панагия Ангелоктиста (Кипр). Первая пол. VII в. Архангел, из композиции в апсиде

Собор архангелов
Амеша Спента

Греч. «ангелоначальники»,

Термин появляется впервые в грекоязычной иудейской литературе предхристианского времени (Греч. извод «Книги Еноха» 20, 7.) как передача выражений вроде sar haggadol («великий князь») в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов (Дан. 12, 1.); затем этот термин воспринимается новозаветными авторами (Иуд. 9; 1 Фесс. 4, 16.) и более поздней христианской литературой.

Древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, говорит о семи архангелах (Ср. Тов. 12, 15.).

Общераспространенная ортодоксальная традиция называет по именам трех:

Михаил — небесный «архистратиг (Греч. „верховный военачальник“. Полководец верных богу ангелов и людей в космической войне с врагами бога, победоносный антагонист дьявола (Апок. 12, 7).)»;

 — воин-защитник добродетели;
 — вершитель Правосудия, держит в руках меч или весы;
 — покровитель и ангел-хранитель «народа божьего (В Ветхом завете — Израиля, в Новом завете — „воинствующей церкви“, то есть совокупности всех верующих)»;

Гавриил — Божий посланец Благовещения, держит лилии или же скипетр, увитый лилиями; Рафаил — целитель, спутник Товии из ветхозаветной Книги Товита.

 — защитник детей, путешественников и паломников, держит в руках посох.

В позднеиудейских и христианских апокрифах встречаются и другие имена:

Уриил,
Салафиил,
Иегудиил,
Варахиил,
Иеремиил.

В мистической литературе позднего времени:

Михаил — посланник божьего суда;
Гавриил — посланник божьей милости;
Рафаил — божий целитель и хранитель;
Уриэль — огонь Божий, Его пророчество и мудрость (со свитком / книгой в руках).
Хамуель — глаза Господа;
Иофиель — Его красота;
Задиель — Его правда.

Ислам[править]

В исламе имеются четыре архангела, обитающие на небесах ниже престолов.

Христианство[править]

Старшие ангелы; в системе ангельской иерархии, разработанной византийским богословом Псевдо-Дионисием Ареопагитом (V — нач. VI вв.). Восьмой из девяти чинов ангельских (ниже властей и выше собственно ангелов).

Библиография[править]

Renner A. M., Der Erzengel Michael in der Geistes- und Kunstgeschichte, Saar-briicken, 1927;

Kehnscherper G., Michael. Geist und Gestalt…, В., [1967]. "

Эмблематика[править]

[EMSY,49,378,394]



Как посланники Бога ангелы являются посредниками между небом и землей. Это промежуточные существа, которые неподвластны земным .законам времени и пространства, их тела нс из плоти и крови. Они подобны природным духам средневековья, сильфам, ундинам, саламандрам и гномам, которые властвуют над стихиями, но не имеют души.

Согласно христианскому учению, ангелы в иерархии стоят ближе к человеку, чем к Богу. В Откровении Иоанна ангел является евангелисту и показывает «святый» город Иерусалим «приготовленный как невеста». Иоанн падает на колени, чтобы поклониться ангелу, но ангел говорит: «Не делай сего; ибо я — сослужитель тебе, и братьям твоим пророк и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись».

Перед Богом как люди, так и ангелы — несовершенные существа. В Библии сообщается о семи архангелах, хотя по именам названы и более или менее обрисованы только четверо. Число семь очень важное число как в Ветхом, так и в Новом завете (в семь дней бог создал мир, в книге Откровения нужно было снять семь печатей, семь урожайных и семь неурожайных лет II так далее). Оно связано с известными к тому времени семью планетами. Считалось, что каждая из них определенным образом влияет на Землю. У каждой планеты был свой ангел: у Сатурна — Орифиил, у Юпитера — Захариил, у Марса — Замаил, у Солнца — Михаил, у Венеры — Анаил, у Меркурия — Рафаил и у Луны — Гавриил. Представление об ангелах как о существах, олицетворяющих планетный разум, было дополнено в средние века носящими несколько фольклорный характер поверьями, что правильные окружности созвездий — не что иное, как балет ангелов, кружащихся на небесной сфере и передвигающих звезды.

Агриппа Нетгесгеймский ссылается на Гермеса Трисмегиста, который семь архангелов называют «семью регентами мира… которые направляют в наш нижний мир уловленные небесами влияния всех звезд и созведий».

По именам в Библии названы четыре архангела: Михаил, Рафаил, Гавриил и Уриил. Как посланники Бога, они властвуют над четырьмя ветрами и символизируют одновременно четыре стороны света. Эти четыре архангела стоят вокруг трона бога и возвещают, каждый по-своему, его волю.

Самый воинственный из них —Михаил — непрерывно сражается с драконами, змеями и демонами. Он защищает Царство Божие от всех, кто восстает против Бога и сомневается в его всемогуществе. Его имя в буквальном переводе с древнееврейского означает «кто как бог». На всякого, кто пытается уподобиться Богу, низвергается меч Михаила. Его принцип — божественная справедливость, поэтому его нередко изображают с весами в руках как участника Страшного суда, взвешивающего человеческие души. В духовном смысле Михаил означает истинную сущность человека, которая находится в постоянном борении против демонов тщеславия и эгоизма, являющих другой аспект человеческой души.

Архангел Гавриил — ангел возвещения. Он, в частности, возвестил рождение Иоанна Крестителя и оповестят деву Марию о рождении Христа. На многих изображениях мы видим Гаврила с лилией в руке — символом соединения неба с землей, .человека с Богом. Его имя, само по себе, есть весть, ведь оно означает «сила Божия». Всемогущий Бог примиряется с людьми, посылая им для избавления своего сына. В Христе произошло воссоединение бога и человека, как утверждает Библия. Духовное значение Гавриила заключается в возрождении божественного духа в земном человеке. Гавриил возвещает второе, внутреннее рождение человека, который осознает себя как существо божественного происхождения.

Самый добрый и милосердный архангел Рафаил — утешитель и целитель людей. Именно он предстал пастухам в рождественскую ночь со словами: «Не бойтесь!». Знак Рафаила — рыба, символ самого Христа, и его функция неразрывно связана с аспектом Иисуса Христа как избавителя. Рафаил — значит «помощь, исцеление Божне». Как Иисус, он странствует по миру в сандалиях и с посохом в руке, исцеляя людей, терзаемых страстями, внутренними противоречиями и сомнениями. Олицетворяя принцип сострадания, он, помогая людям па всех путях их жизни, тем самым олицетворяет и саму надежду.

Уриил, четвертый архангел, почти никак не обрисован в Библии, его редко можно увидеть на религиозных изображениях. Его имя означает «пламя Божие», то есть можно предположить, что Уриил соотносится с принципом Святого Духа, знаком которого также является пламя. Одновременно пламя объединяет его с падшим ангелом Люцифером, место которого на христианском небе и занимает Уриил.

Четыре архангела символизируют определенные аспекты христианского триединства: Гавриил соответствует принципу Бога Отца, Михаил и Paфаил символизируют воинственный и исцеляющий аспекты Иисуса Христа, Уриил приписан Святому Духу.

Согласно народному поверью, ангелы защищают детей, беззащитных существ и людей, которые попали в опасность. Ангел -хранитель, который в момент высшей опасности внушает человеку спасительную идею, есть не что иное, как более высокая ступень сознания самого человека, которое большей частью находится в полузабытьи.

Сияющее, нематериальное тело ангела, о котором сообщает Библия, поразительно напоминает феномен, который в других культурах описывается как астральное тело человека. Астральное тело — точное подобие физического тела, его двойник, но только на духовном уровне. Азиатские и индийские учения говорят, что, хотя любой человек имеет такое астральное тело, лишь мудрецы и маги, благодаря определенным упражнениям, способны воспринимать астральное тело человека, которое находится по ту сторону опыта повседневной реальности.

Еще одно народное поверье связано с ангелом смерти, который неслышно препровождает умирающего в иной мир. Люди, которые пережили клиническую смерть и вернулись из промежуточного царства между жизнью и смертью, рассказывают о фигуре в белом, которая сопровождала их. Эзотерические учения Азии разработали определенные ритуалы отделения души от тела. В них, несомненно, сказался больший опыт общения с ангелами смерти, нежели у их христианских братьев.

Объединение звезд, ангелов и человеческой души относится к краеугольным представлениям различных мифологий и религий. «Духи приходят со звезд и снова возвращаются туда, звезды магическим образом общаются с земными духами, духи тождественны звездам, звезды —духам, ведь предполагается, что и те и другие — одной природы», — пишет Сергиус Головин в книге «Боги атомной эпохи».

МНМ[править]

Фрагмент из ст. Ангел Часты изображения в европейском искусстве архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила. Михаил предстаёт обычно воином в доспехах, вооружённым копьём или мечом. Неоднократно находила воплощение и сцена поединка Михаила с драконом (сатаной). Среди произведений русской иконописи — «Архангел Михаил» Андрея Рублёва из «Звенигородского чина». Архангел Гавриил предстаёт в многочисленных произведениях западно-европейского искусства в сюжете «Благовещение» с цветком лилии — символом непорочности. Рафаил, патрон паломников и путешественников, изображается главным образом (начиная с эпохи Возрождения) вместе с Товией, спутником которого считался.

[править]

греч. arxaggeloi - "ангелоначальники"

В христианских представлениях старшие ангелы; в системе ангельской иерархии, разработанной византийским богословом Псевдо-Дионисием Ареопагитом (5 - нач. 6 вв.), А. - восьмой из девяти чинов ангельских (занимают иерархическое место ниже властей и выше собственно ангелов). Термин "А." появляется впервые в грекоязычной иудейской литературе предхристианского времени (греч. извод "Книги Еноха" 20, 7) как передача выражений вроде sar haggadol ("великий князь") в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов (Дан. 12, 1); затем этот термин воспринимается новозаветными авторами (Иуд. 9; 1 Фесс. 4, 16) и более поздней христианской литературой. Древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, говорит о семи А. (ср. Тов. 12, 15; ср. также зороастрийское представление о семи Амеша Спента); из них общераспространённая ортодоксальная традиция называет по именам трёх. Это Михаил - небесный "архистратиг" (греч. "верховный военачальник"), полководец верных богу ангелов и людей в космической войне с врагами бога, победоносный антагонист дьявола (Апок. 12, 7), покровитель и как бы ангел-хранитель "народа божьего" (в Ветхом завете - Израиля, в Новом завете - "воинствующей церкви", т.е. совокупности всех верующих); Гавриил, известный преимущественно своим участием в благовещении; Рафаил - А.-целитель, спутник Товии из ветхозаветной Книги Товита. В позднеиудейских и христианских апокрифах встречаются и другие имена: Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Йеремиил. Изображение А. в искусстве см. в ст. Ангелы.


Лит.: Renner A. M., Der Erzengel Michael in der Geistes- und Kunstgeschichte, Saarbrьcken, 1927; Kehnscherper G., Michael. Geist und Gestalt..., В., [1957].

C. С. Aверинцев [Мифы народов мира. Энциклопедия: Архангелы, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 715 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 111 Словарь)]

+[править]

В Писании упоминаются четыре архангела:

  • Михаил («подобный Богу»),
  • Гавриил («Бог — моя сила»),
  • Рафаил («Божественный лекарь») и
  • Уриил («свет Божий»).

В апокрифической истории архангел Рафаил был попутчиком Тобиаса.


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: