Арабески

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Декоративный линейный орнамент, основанный на переплетении геометрических фигур, стеблей, цветов и листьев. Основной мотив мусульманского изобразительного искусства, наряду с каллиграфией. Бесконечные в своём разнообразии арабески вызваны к жизни запретом на изображение живых существ. Эти узоры обнаруживают сходство, с одной стороны, с мандалами, благодаря обилию звёздчатых форм и вписанных в круг розеток, с другой — с лабиринтами, благодаря своей запутанной и извилистой форме.

Восточные арабески во многом повлияли на развитие ренессансных орнаментов и гротеска.

Определённое сходство обнаруживают арабески с кельто-германским орнаментализмом, искусством Ирландии и викингов. Последние, впрочем, гораздо менее геометричны и обнаруживают больше «свободы».

Вне культурного контекста подобный орнамент, по-видимому, подразумевает идею повторения, возврата к себе самому, пересечения линий судьбы и т. п.. Арабески также рассматриваются как инструмент религиозно-мистической практики — мнение основанное, на том обстоятельстве, что бесконечное повторение одной и той же темы в одном и том же ритме, — необходимый элемент при медитации и созерцании и позволяет избегнуть временной обусловленности.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Орнамент

Мандала
Лабиринт

Ислам
[править]

В исламском искусстве основной визуальный символ трудного и сложного пути к высшей истине.

Психология
[править]

Образ индивидуации, целью которой является «достижение центра личности» — познание и гармонизация собственного Я.


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: