Близнецы

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
(перенаправлено с «Альци»)
Перейти к: навигация, поиск


Основные значения:

  • двойственность, дуализм и идентичность.
  • равновесие, гармония;
  • дуализм, внутренние противоречия, двузначность;
  • воплощение симметричности всего сущего / случаи двойственного единства (некоего возврата к потустороннему миру) — в реальном мире все двоично:
  • тьма и свет,
  • добро и зло;
  • небо и земля;
  • свет и тьма;
  • восход и заход Солнца;
  • день и ночь;
  • звезды утренние и вечерние;
  • тепло и холод,
  • лето и зима;
  • горы и долины;
  • Жизнь и Смерть;
  • дух (душа) и тело;
  • действие-мысль,
  • роскошь и нищета;
  • счастье и несчастье;
  • находка и потерю…

Средневековое арабское изображение созвездия Близнецов. Эль-Суфи, 1009 г.


См. также:

Близнечные мифы
Близнецы, зодиакальное созвездие
Братья

Изида
Осирис
Сет
Шу
Тефнут
Диоскуры
Ашвины
Аполлон
Артемида
Геракл
Ификл
Амфион
Либер
Либера
Ромул
Этеокл
Полиник
Кухулин
Локи
Бальдр
Ахурамазда
Ангро-Майнью
Митра
Варуна
Рама
Лакшмана
Каин
Авель
Исав
Иаков
Марфа, Св.
Одномесячники

Число 2
Опахивание

Африка
[править]

Рассматривается как плохое предзнаменование.

Египет
[править]

Изида и Озирис — близнецы и супруги. Вместе с их сыном — Гором составляли священную троицу самых главных богов Древнего Египта.

Озирис и Сет — двойственная сила добра и зла; находящиеся в постоянном конфликте.

Шу и Тефнут, божества-близнецы в облике львов, создали сами себя.

Шу (пространство) имеет человеческую голову, носит плюмаж из двух или трех перьев и поддерживает небо руками.
Тефнут (богиня дождя), имеет облик львицы или женщины с головой львицы.

Парные львы в Древнем Египте: жизнь и смерть, тьма и свет. Озириса называли «Богом двойного льва».

Античность
[править]

Близнецы Кастор и Поллукс (братья Полидевки), сыновья Зевса и Леды (называли Диоскурами и Тинтаридами).

По одной версии они оба были смертными, по другой Поллукс обладал бессмертием…
Согласно преданиям были воинами-героями, изобретателями паруса. Кстати, созвездие Близнецов по своим очертаниям близко к силуэту паруса античных времен.
Считались защитниками гостеприимства, а в Спарте — покровителями государства и гимнастики.
Часто изображаются один темным, а другой -светлым, и носят на головах округлые шапочки, символизирующие две половинки Космического Яйца, из которого они родились от небесного бога Зевса (Юпитера) и Леды.
Возможно, наиболее известными неразделимыми близнецами, действующими в гармоническом единстве, были Кастор и Полидевк (в римской мифологии Поллукс). В античной мифологии их называют братьями Диоскурами, «сыновьями бога», потому что, как считают некоторые, их отцом был древнегреческий бог Зевс (Юпитер). Кастор и Поллукс в облике воинов символизируют силу в единстве. Их единство было причиной помещения обоих братьев на небо как созвездия Близнецов, после того как Кастор был убит в сражении.

Аполлон и Артемида, дети Зевса и Латоны (бог Солнца и богиня Луны), несравненные стрелки из лука, посланцы внезапной смерти.

Геракл и Афиклес — сыновья Алкмены, которая первого зачала от Зевса, а второго от смертного мужа — Амфитриона.

Амфион и Цетос — сыновья Зевса и Антиопы, царевны Фиванской (Фиванские Диоскуры). Первый был поэтом и музыкантом, виртуозно игравшим на лире, второй — атлетом и охотником (полярно противоположные профессии).

Калас и Зетос — сыновья бога ветра Борея (называемые борейядами) и Оритии — крылатые участники плавания аргонавтов.

Либер и Либера — пара божеств древнего народа италиков; в ареопаге богов считались супругами. Позднее Либер в религиозном культе римлян слился с Дионисом (Бахусом). Считалось, что они покровительствует роженицам и способствют плодородию.

Ромул и Рем, сыновья бога Марса и дочери царя Альбы Лонги — Нумы. Их выкормила своим молоком легендарная волчица, изображение которой и сегодня можно увидеть в Риме на Палатинском холме.

Пара близнецов, согласно передаваемой Платоном легенде, — это цари Атлантиды:

  • Прежде всего Атлас и Гадес (герой давший городу Гадесу, сегодняшнее Кадису), затем
  • Амферей и Евдаймон,
  • Мнесей и Автоктон,
  • Элассип и Местор,
  • наконец, Адзей и Диапрап.

Это не означало непременно, что речь идет о настоящих близнецах, но могло относиться к архаическому обычаю двойной королевской власти, который имел место, например у жителей Канарских островов. В мекескую эпоху Греции такая форма власти была известна (согласно Ранке-Гравесу) также в Восточном Средиземноморье. Правили совместно:

  • в Спарте — Кастор и Поллукс (Полидевк),
  • в Мессене — Идас и Линкей,
  • в Аргосе — Пройт и Акрисий,
  • в Тиринфе — Геракл и Ификл,
  • в Фивах — Этеокл и Полинник.

Северная традиция
[править]

Кухулан и Коналл Кернахи — близнецы и герои из древнеирландского эпоса, воители языческих времен.

У скандинавов и тевтонов — враждующие Бальдур и Локи.

У тевтонов силы-близнецы называются Альци.

Славяне
[править]

В народных представлениях носители одной судьбы, воплощение двойничества, связанного с отрицательной семантикой числа «два». В западной Боснии считали, что для семьи (дома) и для всего села плохо, когда рождаются близнецы, и лучше, когда один из них умрет и тем самым унесет с собой все несчастья, а оставшийся избежит беды. В Словакии нередко появление близнецов воспринималось как позор или даже как кара за грехи. Широко известен запрет беременной есть что-либо «близнечное», сдвоенное, сросшееся: плоды, яйца с двумя желтками и т. п. Сербов Верхней Пчини не радовало рождение близнецов в семье, но появление близнецов у скотины оценивалось положительно, как признак того, что скот будет хорошо вестись и год будет урожайным. В некоторых болгарских зонах (Пловдивский край, Велико-Тырново) рождение близнецов считалось счастьем, приносящим дому удачу, благополучие, урожай и приплод. В Полесье в одних местах полагали, что рождение близнецов приносит радость и даже прибыль в хозяйстве, в иных, наоборот, считали, что «двойнята никогда не будут жить: один обязательно умрет» либо, если родятся близнецы, «отец или мать умрет». По некоторым представлениям, если рождаются близнецы — мальчик и девочка — счастья им не будет, они умрут, а если родятся близнецы-мальчики или близнецы-девочки, то они будут жить долго и счастливо. Отрицательная мифологическая сущность близнецов ярко выражена в поверье, что близнецы появляются в результате их зачатия в канун «дедов» (поминальных дней), то есть в такие дни. когда запрещалась супружеская близость.

Вера в общность судьбы и души близнецов сказывается в сербском запрете присутствовать одному из близнецов на свадьбе своего брата (район Нового Пазара). У боснийских сербов (район Власеницы) этот запрет распространяется и на похороны, и поминки: присутствие на этих ритуалах брата — близнеца покойника грозит ему неминуемой смертью. Болгары считали, что смерть одного из близнецов может повлечь смерть другого. По этой причине исполнялся «целительный» обряд «раздвоения» близнецов: на пороге дома разрубалась топором монета, и затем половинку, упавшую на двор, зарывали в могилу умершего, а другую оставляли в семье (Панапориште). В других болгарских зонах при погребении одного из близнецов в могилу ложился побратим живого брата (сестры) и говорил: «Умерший тебе не брат (сестра), отныне я тебе брат (сестра)» либо выбрасывал камень и говорил: «Отныне этот камень тебе брат» (Тетевенско).

У сербов известна традиция называть близнецов близкими или почти одинаковыми именами (Драго и Драгица, Стоян и Стоянка и т. п.), соответственно тезки могли выполнять в некоторых обрядах ту же функцию, что и близнецы. У сербов и болгар к близнецам приравнивались иногда и т. н. одномесячники и однодневники, то есть дети, родившиеся от одной матери или в одной семье (доме) в один и тот же месяц (день) или в один и тот же день недели. В случае смерти с ними нужно было совершать тот же обряд «раздвоения», что и с близнецами.

Кровная, единоутробная связь близнецов была крепка и в то же время опасна, но эта же связь могла направляться на защиту от внешней пагубной силы — чумы, заразы, эпидемии, града и т. п. В сербской, болгарской, македонской, отчасти польской традициях в обряде опахивания села почти обязательно участие близнецы. Пахали чаще всего близнецы-братья на близнецах-волах, в отдельных зонах волы эти были непременно черными (Косово и Метохия, центральная Македония — Штип), или при опахивании носили и закапывали в землю двух черных петухов одного выводка (Лесковацкая Морава). Такое опахивание часто сочеталось с обрядом добывания «живого огня», который нередко совершали близнецы. В северо-западной Белоруссии и в центральном Полесье практиковалось опахивание села от холеры или других болезней близнецами-мужчинами и близнецами-волами.

В юго-западной Сербии в районе Призрена для защиты от чумы две сестры-близнеца со схожими именами ткали за ночь обыденное полотно, одновременно совершалось опахивание села близнецами братом и сестрой на волах-близнецах. В центральной Македонии (Белее) опахивание от чумы совершалось близнецами-девушками и близнецами-буйволицами. В Польше (Серадзское, Краковское, Люблинское воеводства, Куявы и др.) хлебные поля опахивали близнецами-волами для предотвращения градобития.

Китай
[править]

Разнополые близнецы обозначались как призрачная супружеская пара; рассматривались как предзнаменование несчастья и большей частью не вскармливались.

Мужские близнецы, считались выражением божественного признания за особую добродетель.

Северная Америка
[править]

Третья стадия стабилизации в развитии человека. (???)

Традиции североамериканских индейцев известны как близнецы-герои, так и близнецы с радикально противоположными характерами. Так, в мифах ирокезов один из близнецов олицетворяет добро, а другой — зло.

Иран
[править]

В зороастризме Ахура Мазда (Ормузд) и Ариман — пара постоянно враждующих между собой богов маздоизма: древнеиранской дуалистической религии. Ормузд — бог света и добра, Ариман — тьмы и зла.

В манихействе в образах близнецов, по сути, трактует извечную борьбу противоположностей: они враждебны, но не могут существовать друг без друга.

Дух-близнец — это ангел-хранитель.

В митраизме Каутес и Каупатес — дети ближневосточного бога Митры. Согласно мифу, они жили: один в горах, другой — в долине; они символизировали восход и закат Солнца, Жизнь и Смерть.

Парные мужские фигуры с факелами, обращенными вверх и вниз, символизируют восходящее и заходящее солнце, жизнь и смерть, и т. п.

Индуизм
[править]

Выражение постоянного противоборства между личной, индивидуальной душой (Атман), и душой космической, вселенской (Брахман).

Митра и Варуна — один из них является связующим звеном между людьми (земной культ), другой связывает человека с миром магическим.

Нечто похожее мы встречаем в героическом эпосе «Рамайяна», где Рама и Лакшман — родные братья, но именно Рама — едва ли не синоним высшего божества в индийском ареопаге Вишну. Ибо он олицетворение благородства и смелости.

Ашвины (насатьи) ведического культа — образ вечерних и утренних звезд, проезжающих по небосклону в золотой трехколесной колеснице (восходящее, полуденное и заходящее солнце).

Священники и врачи, символизируют свет и тьму, день и ночь, утреннюю и вечернюю звезды как сыновей небесного бога Дьяуса. Оба они добры к людям.
Другая благодетельная пара — ведические Асвины. дети Солнца и богини облаков.
Асвины (возможно, символы утренней и вечерней звезд) действуют вместе, сопровождая День и Ночь.

Библия / Ветхий Завет
[править]

Наиболее известны:

Каин и Авель[1],
Исав и Иаков (первый — охотник и пахарь, второй — пастух)
Мария и Марфа, дочери Лазаря из Вифании[2].

Психология
[править]

В зависимости от обстоятельств расматривается и как образ гармонического дуализма и как двойственность или дуалистическое противостояние. Так, например, Диоскуры и Ашвины представляют позитивные, мощные аспекты символизма близнецов. А история Ромула и Рема и убийство последнего Ромулом, рассматривается как символ «опасности разделенной ответственности».

Ad vocem
[править]

«Счастье пришло с близнецами»
Дж. Байрон, «Дон Жуан»

Черновые материалы
[править]

Всеобщий и повсеместный мотив многих сказаний.

У ряда «примитивных» народов рождение близнецов считалось счастливым событием. За ними признается данное от рождения «право» пользоваться расположением потусторонних сил, способность провидеть будущее, пророчествовать. У других народов рождение близнецов считалось свидетельством супружеской измены матери или же неких демонических сил отца. В этом случае одного из близнецов закапывали живым в землю, или душили перед этим, а мать подвергали ритуальному очищению. Иногда на новорожденных близнецов накладывали табу, дабы племя могло вообще избавиться от «несчастливой» семьи.

По внутреннему смыслу это стыкуется с вечным мифом о небесном Отце и смертной матери.

В то же время постоянно напоминает о двойственности и противоречивости самой человеческой натуры.

В мифологии многих народов представлены именно божества — посланцы Неба, связующее звено между Небом и Землей.

Существует вариант, когда один обладает головой быка, другой — скорпиона (вариант дружбы—вражды).

«Близнецами» называют двух людей, хорошо понимающих друг друга, имеющих полное сексуальное сходство, совпадение (тем более, если у обоих зодиакальный знак «Близнецы»).

Херувимы. Некая небесная пара, символизирующая свет и тьму, а также супружество.

Два сплетенных кольца — «схематическое» изображение тех же Близнецов, условное изображение высшей степени любви, знания; символ Диоскуров, ласка, супружество.

В христианской же традиции два сплетенных кольца означают покаяние, а также Христа и магическое обручение.

Сдвоенные вершины гор — соски на груди Матери-Земли, источник кормления, жизни. Гностики обозначали этот вариант близнецов буквой «М».

Близнецы в образе животных, например, черный и белый кони, дикий и прирученный лев…

«Близнецы серны» — груди женщины, девушки. «Два сосцы твои, как двойни молодой серны, пасущихся между лилиями» (Песнь песней 4: 5).

Близнецы — колонны.

«Из семени одного и того же яблока появились на свет понятия Добра и Зла, как неразлучная пара близнецов» («Аеропагитика» Д. Милтона).

Когда—то существовал обычай: опахивать поле запряженными в плуг волами-близнецами. Это делалось «на счастье», для защиты от града, эпидемии… Тогда и родилась пословица: кто проведет вокруг поля борозду близнецами, того Бог от града убережет.

Небесные или изначальные близнецы, сыновья солнечного бога, два брата олицетворяют две стороны человеческой природы — действие и мышление, эго и альтер эго.

Часто они враждуют, и один убивает другого, после чего один из них изображается светлым, а другой — темным. Первый символизирует жертву, второй — приносящего жертву, и, соответственно, день и ночь, свет и тьму, Небо и Землю, проявленное и непроявленное, жизнь и смерть, добро и зло, два полушария, полярность, растущую и стареющую луну, и т. п.

Эти противоположности также могут изображаться в виде пары кругов или колонн.

Близнецы-помощники, такие как Ашвины, Диоскуры, скандинавские и тевтонские боги-близнецы, защищают от стихий.

В некоторых ранних обществах, включая Китай и часть Африки, близнецы считались плохим предзнаменованием и одного из них или даже обоих умертвляли. В некоторых других местах близнецов боялись, отсюда легенды, согласно которым отцом одного или обоих близнецов было божество.

В ряде экзотических культур воспринимаются как опасная игра природы, и зачастую один из них умерщвлялся вследствие, например, представления, что они предавались в материнской утробе разврату (такое мнение существует, в частности, в некоторых частях Западной Африки).

В индоевропейской мифологии близнецы образуют при случае дуалистическую систему олицетворения добра и зла.

Зачастую пары близнецов изображались таким образом, что они представляли дуалистическую систему темпераментов:

  • смертный — бессмертный;
  • нежный, пассивный интроверт — динамичный, воинственный экстраверт.

Иногда в силу своей взаимной дополняемости они описывались как неодолимая пара, которая угрожает космическому порядку и должна быть удалена из человеческого мира.

Змей, связанный с нижним (водным) миром и враждебной человеку стихией (лесом), часто ассоциируется с другими существами, которые считались враждебными. Так, близнецы, представлявшиеся на ранних этапах развития близнечных мифов как существа, опасные для человека, могут отождествляться со змеем:

Литература
[править]

  • Толстой Н. И. Одноимённая статья в SMES

Примечания и комментарии
[править]

  1. Бытие 4: 2
  2. Евангелие от Луки 10: 39

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: