Аглавра, дочь Кекропа

Материал из Энциклопедия символики и геральдики
Перейти к: навигация, поиск


Синонимы:

Агравла
Аграула

См.также:

Актей
Кекроп
Эрисихтон
Аглавра, супруга Кекропа
Герса
Пандроса
Афина
Вотивный рельеф. Гермес ведёт в танце дочерей Кекропа и ребёнка Эрихтония. Кон. VI-нач. V в. до н. э.

Этимология

"Αγλαυρος – гр. «световоздушная»; Άγραυλος – гр. «полебороздная».

Функция

Эпизодический персонаж греческой мифологии, тесно связанный с Афиной.
Выступает (как и её сёстры) ипостасью Афины, которая иногда именовалась Aглаврой [l].
На связь с растительностью и хтонический характер Аглавры как мифологического персонажа указывают:
  • родство со змееногими детьми земли-Геи (Кекроп и Эрихтоний);
  • имена её сестер (Пандроса – всевлажная, Герса – роса);
  • -

Генеалогия

Старшая из трёх дочерей Кекропа и Аглавры.
Мать Алкиппы (от Ареса)[???].

Эпитеты

У Гомера варианты имени Аглавры используются как эпитеты по отношению к пастухам (αγραυλος) и Луне (αγλαυρος) как источнику освежающей пастбища росы (подобно именам её сетёр Герса и Пандроса). [Грейвс]

Иконография

Известно золотое кольцо из Микен с изображением трёх идущих в храм жриц. Две из них кропят вокруг себя росой, а у третьей (отождествляется с Аглаврой) к локтю подвязана веточка. [Грейвс]

Атрибуты / символы

Почитание

Церемония, представленная на микенском кольце, возможно, возникла на Крите. [Грейвс]

Смысловые параллели

Античность[править]

Аглавра, или Аглавре - эпитет самой Афины.

В Афинах был священный участок Аглавры и её святилище в пещере на склоне Акрополя [d]. Ею клялись афинские женщины [e]. На Кипре Аглавре поклонялись в довольно позднюю эпоху, принося ей человеческие жертвы. [q - Грейвс]


По одному из аттических сказаний Афина поручила «кош из актейской лозины» со спрятанным в нём новорождённым Эрехтеем заботам Аглавры (вар. – Аглавре и Герсе; всем трём сёстрам одновременно). Вопреки наказу, сёстры (вар. – одна из них) открыли короб и обнаружили змееногого младенца. Обезумев от страха, они бросились со скалы Акрополя. Одни авторы утверждают, что Афина сама наслала на сестёр безумие. [f (166)]. Другие говорят, что весть о гибели сестёр опечалила Афину настолько, что она уронила несомую её на Акрополь скалу (Ликабеттская гора) и сделала черным оперение принесшей весть вороны. [m, n, j, f (274); a (III. 14,6)] Грейвс в отношении этой версии гибели Аглавры замечает, что «это всего лишь нравоучение, предупреждающее о каре за разглашение тайн Афины».


По другому сказанию, Гермес, возжелавший младшую из сестёр, подкупил Аглавру. Но та под влиянием внушённой Афиной ревности не допустила его свидания с Герсой и была за это превращена влюблённым богом в каменную статую. СОгласно этой версии мифа короб с Эрихтеем был открыт уже после рождения Герсой двух сыновей от Гермеса и вместе с сёстрами погибла другая Аглавра – их мать. [a(III 14,3), c, f] По мнению Грейвса предложение Гермесом золота за совращение Герсы Аглавре, «вероятно, указывает на бытовавшую ритуальную проституцию жриц перед образом богини, т. е. обращенной в камень Аглавры». Он также указывает на оргиастический характер священных корзин со змеями, фигурирующих в этой версии мифа, и существование ритуальной проституции жриц Луны-богини на Крите, Кипре, в Сирии, Малой Азии и Палестине. [Грейвс]


Существует также рассказ об оракуле Аполлона, который возвестил окончание продолжительной войны, если кто-либо добровольно принесёт себя в жертву. Во исполнение этого предсказания Аглавра бросилась с Акрополя, обеспечив победу афинянам при одном из нападений на город. С того времени юные афиняне, впервые берущие в руки оружие, посвящают свою жизнь процветанию города в святилище Аглавры. [l, p] Рассматривая этот сюжет, Грейвс отмечает: «Причиной, по которой дочери Кекропа бросились вниз с Акрополя, вполне мог быть захват эллинами Афин, после которого была сделана попытка насадить моногамию среди жриц Афины, как в мифе о Галлирофии. Они предпочли смерть бесчестью. Вот почему афинские юноши приносили клятву в святилище Аглавры».

Искусство[править]

Безумие дочерей Кекропа как изобразительный сюжет встречается главным образом в нидерландской живописи XVII в. Иорданс, Антверпенский музей. Сёстры изображаются открывающими корзину с лежащим в ней змееногим младенцем (либо из корзины выползает змея). Рядом могут изображаться:

  • ворона (возможно, белая);
  • статуя многогрудой Дианы Эфесской как обозначение земли.

Библиография [править]

  • [a] Псевдо-Аполлодор «Мифологическая библиотека» - [APLL III 14,1-2] - III 14, 2
  • [b] «Мифы народов мира». М., 1991-92. Т.1. С.35
  • [c] Овидий. «Метаморфозы» II 818-832
  • [d] Геродот. «История» VIII 53
  • [e] Аристофан. «Женщины на празднике Фесмофорий» 533
  • [f] Гигин. Мифы 166 / Hyg. Fab. 166
  • [g] Павсаний I. 5.3; VIII. 2.1;
  • [h] Страбон IX.l. 20;
  • [i] Аристофан. Плутос 773;
  • [j] Атеней 555 d;
  • [k] Евстафий. О Гомере р. 1156
  • [l] Суда и Гесихий под словом Agraulos / Suida, v.Aglayros
  • [m] Антигон из Кариста 12
  • [n] Каллимах. Гекала 1.2.3
  • [o] Филострат. Жизнь Аполлония Тианского VII. 24
  • [p] Плутарх. Алкивиад 15
  • [q] Порфирий. О воздержании* II. 54

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: